• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Тернистый путь киевской "Голгофы": рождение, жизнь и гибель знаменитой панорамы, которая помогла Булгакому написать "Мастера и Маргариту"

    Опубликовано: 2013-02-15 22:58:53

    Для того, чтобы осмотреть место казни Христа и взойти на Голгофу, нужно как минимум попасть в Иерусалим. Можно рассмотреть местность по современным фотографиям или увидеть художественные фильмы, снятые "по теме" и "в тему". А можно перечитать соответствующие главы "Мастера и Маргариты". Как получилось, что писатель, никогда не бывавший за границей, с такой документальностью описал пейзаж со сценой распятия?

     
    Конечно же, пищу для ума и сердца Булгакову давали художники, запечатлевшие трагический сюжет в собственной интерпретации на полотнах. Среди них — киевлянин Николай Ге, создавший картину "Распятие". Окончивший, как и Булгаков, знаменитую киевскую первую гимназию за шестьдесят два года до автора будущего "романа о дьяволе", он пользовался необычайным почетом среди воспитателей и воспитанников альма-матер. Картину "Распятие", вернее, один из ее вариантов, Булгаков, несомненно, видел. Если не в оригинале, то, по крайней мере, в репродукциях. Эта выразительная работа Ге, вызвавшая слезы самого Льва Толстого, как и другие, созданные живописцем, была популярной, путешествовала по многочисленным журналам того времени, воспроизводилась на почтовых открытках. Но все-таки сцену казни Михаил Булгаков во многом "списал" с панорамы "Голгофа", которая, пользуясь неизменным успехом, многие годы впечатляла своей реалистичностью не одно поколение киевлян и гостей города.

     

    Вот уже 210 лет мир знает, что такое панорамное искусство. Изобрел этот синтез пейзажа, живописи и скульптуры шотландец Роберт Баркер. Задолго до появления фотографии, а тем более кинематографа, мастерски выполненные объемно-пространственные композиции, где за предметным планом обязательно вырисовывался выразительный "задник", впечатляли наших предков настолько, что во время их публичных демонстраций постоянно дежурили врачи, держа наготове пузырьки с нашатырным спиртом. Современные восковые фигуры, пользующиеся популярностью у определенной категории населения, даже при всей схожести с реальными персонажами все-таки уступают своим предшественникам, потому что мы, насмотревшись ужасов в вымышленном и реальном мире, разучились сопереживать.

     

    В 1885 году в Мюнхене было учреждено "Немецкое Общество панорамистов", целью которого стало создание панорам на библейские темы. Руководитель Общества, известный художник Бруно Пигльгейн пригласил к участию в смелом проекте (как всегда, не хватало средств, отсутствовала страховка) и уговорил двух своих коллег — Карла Фроша и Иосифа Кригера — отправиться в Палестину. Живописцы совершили долгосрочную поездку в Иерусалим и сделали зарисовки с натуры, чтобы впоследствии с наибольшей точностью отразить на грандиозном полотне мельчайшие детали пейзажа.

     

    Вернувшись на родину, художники пригласили участвовать в работе еще двух подмастерьев и принялись за дело. Через девять месяцев грандиозная по масштабам и замыслу работа была завершена. Чтобы представить себе всю трудоемкость процесса, сообщу: общая площадь полотна составила 1700 квадратных метров!

     

    Успех панорамы впечатлял. Со всех концов Германии в Баварию потянулись любопытные. Окрыленные, получившие моральное и материальное вознаграждение (отчислялись проценты от продажи билетов), художники приняли предложение отправить панораму "на гастроли". Сделать это оказалось непросто. Необходимо было свернуть огромное полотно в рулон, уложить его на железнодорожную платформу. В других вагонах разместились хрупкие персонажи панорамы, любовно обложенные ватой, сделанные из папье-маше каменные глыбы, материалы для подмалевки, крепления, клей, краски… К чести немецких железнодорожников драгоценный груз в целости и сохранности прибыл в Берлин. Гастроли продолжались в течение двух с половиной лет. В марте 1892 года панорама уже удивляла и поражала своим натурализмом жителей Вены. Все бы ничего, но грандиозный пожар, возникший в здании, полностью уничтожил полотно и передний план. Казалось бы, жизнь панорамы окончилась, но все только начиналось. Предложения сделать авторские повторения посыпались, как из рога изобилия. Италия, Франция, Германия, Испания, Португалия, Греция и другие европейские государства мечтали увидеть подобное у себя. К 1903 году количество "распятий" достигло сорока! Разумеется, в создании повторов панорамы, учитывая конвейер, принимали участие не только ее "родители". Привлекались и другие художники.

     

    Своя "Голгофа" существовала и в Москве. О ней упоминала 29 мая 1901 года газета "Новое время".

     

    В Киев "Голгофа" попала из Австрии. Увидев в Вене еще "живую" оригинальную панораму, австрийский предприниматель польского происхождения Артур Гашинский договорился с коллегой Иваном Замараевым о том, что ее копия может быть установлена с коммерческой целью на Владимирской горке. При этом компаньоны согласились, что прибыль они поделят поровну. Чтобы уладить непростую затею, а вначале представители духовенства и слышать ничего не хотели, киевлянин Замараев обратился в Министерство внутренних дел, которое вынуждено было согласиться, что "панорама религиозного содержания, пусть и созданная светскими авторами, не противоречит благочинию и нормам морали". Губернское управление разрешило строительство специального павильона "для всевозможных панорам, имевших там быть". 6 июля 1901 года Дума "дала добро", при этом поручила Городской управе по настоянию церковной администрации "внести в контракт с Замараевым ограничение, чтобы в павильоне выставлялись картины исключительно религиозного и исторического содержания и при условии, чтобы не было музыкальной игры".

     

    Гражданский инженер и архитектор Римский-Корсаков спроектировал здание, которое было выстроено уже к декабрю 1901 года. Осмотревшая павильон комиссия Строительной управы установила, что "павильон построен согласно проекту и препятствий к открытию и пользованию им публикой НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ".

     

    К этому времени в мюнхенской мастерской Фрош и Кригер завершили работу над картиной. Ее длина составила 94 метра при высоте 13 м (четырехэтажный дом!). Железнодорожники, обеспечивавшие перевозку, определили и вес полотна: 3 тысячи 200 килограммов.

     

    В Киеве местный художник Фабианский и его помощники установили грандиозное полотно и организовали впечатляющий передний план.

     

    10 января 1902 года киевская пресса сообщала об открытии панорамы "Голгофа" для массового посещения. При освящении ее осмотрели генерал-губернатор Трепов, вице-губернатор Штакельберг, городской голова Проценко, и лишь после официальных торжеств поглазеть на "чудо" уже могли все желающие. Что тут началось! Билеты были распроданы на несколько недель вперед. Появились перекупщики и спекулянты. Посмотреть на сцену распятия Христа стекались многие паломники и богомольцы, простодушно приписав панораму к числу важнейших святынь Церкви. Постепенно ажиотаж спал. На "Голгофу" потянулись вереницы гимназистов и студентов, для которых были предусмотрены скидки. Спустя полтора года панорама, дав неплохой доход городу и предпринимателям, переезжает в Одессу. В городе у Черного моря с ней знакомится будущий писатель Валентин Катаев. Много позже он расскажет о своих детских впечатлениях в повести "Уже написан Вертер". Эти воспоминания помогут "поглазеть" на панораму и нам. "Полукругом раскинулась как настоящая черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте — неподвижный бездыханный мир, написанный на полотне, населенный неподвижными, но тем не менее как бы живыми трехмерными фигурами евангельских и библейских персонажей в розовых и кубовых хитонах, на ослах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним, как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щетками.

     

    Из пронзенного бока Христа бежал ручеек крови. Голова в терновом венке склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой трости к запекшимся устам спасителя губку, смоченную желчью и уксусом.

     

    Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигавшаяся пылевая буря деформировала неподвижно развевающиеся одежды евангельских персонажей…"

     

    За время отсутствия "Голгофы" в ее киевском здании успешно демонстрировалась панорама польского художника Яна Стыки "Пытки христиан в цирке Нерона", работа польских художников Коссака и Фалата, иллюстрировавшая бегство наполеоновского войска из России.

     

    Вот как об этом сообщала пресса: "Открывается панорама "Переправа французских войск через реку Березина в 1812 году". Это колоссальное полотно почти на 40 метров длиннее, чем панорама "Голгофа".

     

    Некоторые места пейзажа поражают своей жизненностью, правдивостью, — это сама природа. Впрочем, и сама картина одного из наиболее драматических моментов похода Наполеона передана с большой талантливостью, с исторической точностью и соблюдением возможного при данных размерах сходства исторических лиц".

     

    Охочая до хлеба и зрелищ люмпенизированная публика не брезговала и низкопробными подделками. Так, например, в самом центре Минска, на Губернаторской улице, в доме некоего Курлянда находилась местная "панорама". В "Отделении для взрослых" за доступную плату в 20 копеек посетитель мог посмотреть в "биоскоп", где, сменяя друг друга, мелькали картинки откровенно порнографического содержания. Конечно же, в "Отделении" толклась прежде всего несовершеннолетняя публика. Но вернемся к духовности.

     

    В 1908 году "Голгофа" перебирается в Харьков. Для нее по проекту известного архитектора Бекетова на Сергиевской (теперь — Пролетарской) площади, у южного торца Фруктового ряда был построен крытый деревянный павильон. Кстати, эта "времянка" оказалась столь красивой и прочной, что в ней после панорамы с успехом разместили респектабельный скейт-ринг, а уже при большевиках — кинотеатр "Маяк". Незначительно пострадавшее во время Великой Отечественной здание решили не восстанавливать, как и все остальные, находившиеся на этой площади. К слову, на ней нынче нет ни одного дома, а существует лишь громоздкая транспортная развязка.

     

    В начале 1914 года "Голгофа" возвратилась в Киев. Когда грянула революция, товарищи красноармейцы, заняв город, обошлись с произведением искусства со свойственными им тупостью и цинизмом. Полотно было повреждено выстрелами и порезами штыков, предметный план осквернен и уничтожен. Восстановив кое-как композицию, воинствующие безбожники какое-то время использовали панораму в антирелигиозных целях. В 1934 году полуразвалившееся здание панорамы разобрали, а полотно, предварительно разорвав на множество частей, перевезли в Лавру, превращенную к тому времени во Всеукраинский музейный городок. По "требованию общественности" части полотна безвозмездно передали в Киевский художественный институт для нужд студенчества, где их разорвали на более мелкие куски и постепенно замалевали произведениями молодых дарований.

     

    Долгое время о "Голгофе" упоминали сквозь зубы. Это породило много неточностей. Вслед за Эрнстом, который еще в 1930 году обозвал Кригера — Крюгером, а Пигльгейна — Пигенгаймом, ошибки перекочевали в фундаментальное издание "Киев. Энциклопедический справочник". Дальше — больше. Немецкие художники становятся австрийскими, дату открытия панорамы отодвигают к 1900 году. Настало время восстановить справедливость, а быть может, и саму панораму.

     

    Бесценными сведениями о киевской "Голгофе", частью которых автор этой статьи поделился с вами, располагал ныне покойный Александр Михайлович Березин. Знатоки жизни и творчества Михаила Афанасьевича Булгакова, а среди них и люди, личным знакомством с которыми я горжусь, — Анатолий Петрович Кончаковский, Дмитрий Васильевич Малаков и Мирон Семенович Петровский, думаю, поддержат идею восстановить панораму. В архивах имеются ее репродукции. Кроме того, еще в 1903 году в киевской типографии Спилиоти вышло специальное издание "Распятие Иисуса Христа. Описание "Панорамы", открытой на Владимирской горе". Мне кажется, что нечто подобное можно обнаружить в Мюнхене или Вене. Найдутся наверняка и коммерсанты, которые, вложив средства, "поставят Богу свечку и получат материальную отдачу". Как ни парадоксально, но для панорамы имеется и готовое помещение. Здание бывшего Музея Ленина, укравшее у Владимирской горки ту часть, где была установлена "Голгофа", может поделиться частью своих безграничных площадей.

     

    Источник Информации: "Телеграфъ"
     Автор: Александр АНИСИМОВ

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.