• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Языческое население древнего Киева более всего почитало могучие старые дубы, а из животных – дикого вепря

    Опубликовано: 2013-02-14 07:52:14

    Кирилл Туровский в XII в. характеризовал новую христианскую эпоху как время отказа от  обожествления природы, к которой так близко было языческое мировоззрение: «Обновися тварь («тварь» - все сотворенное творцом-демиургом) - уже бо не нарекутся богом стихия, ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древеса». С принятием христианства изображение священных рощ около Киева исчезает со страниц лицевой киевской летописи. Не смотря на это, вплоть до XVIII-XIX вв. дуб и дубравы сохраняли первенствующее место в обрядности.
            

    Языческое население древнего Киева более всего почитало могучие старые дубы, а из животных – дикого вепря. Ярким подтверждением этого служат археологические находки в окрестностях столицы.

     
    В 1909 г. велись работы по очищению русла реки за 8 км от устья Десны, поблизости от мон. Николая Пустынного. Со дна был поднят дубовый ствол длиной до 20 м. Внимание рабочих привлекли четыре кабаньих челюсти, симметрично вправленных с одной из сторон дерева и успевших крепко срастись с ним. Они принадлежали молодым животным и распологались так, что образовывали квадрат. По расчетам, возраст дуба достигал 150 лет.

            Еще один священный дуб был найден в 1975 г. при расчистке фарватера Днепра, чуть ниже устья Десны, в районе Охотничьей станции №2. Радиоуглеродный анализ показал, что дуб погиб где-то 750±50  лет назад, то есть он существовал как языческий жертвенник на протяжении VII-VIII вв. Дерево хранило на себе следы ритуального костра. Кабаньи челюсти, как и дуба найденного в 1909 г., были закреплены высоко у самой кроны. Таким образом, священное древо символически обретало пасть, коей могло поедать жертвенные приношения.
            Древние славяне верили, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли (Дитмар Мерзебургский). При строительстве в 1852 г. Анатомического театра (сейчас ул. Б. Хмельницкого, 37) был найден бронзовый кинжал, относящийся к раннему железному веку. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Орел – непременный атрибут бога грома у многих народов. По данным П. Трощина, в славянской мифологии у орла был эпитет «громовик». Гром порождало хлопанье его крыльев, молния – это сверкание глаз.
            Интересно, что в древнем названии главной реки Украины сохранились отголоски культа вепря. Некоторые исследователи печенежское название Днепра Barobx (Барух), упомянутое византийским императором и историком К. Багрянородным, относят к санскритскому Barax, а также название, данное ираноязычными племенами, Baras, Baras-don и гуннское название этой реки Var, предлагают считать древнейшим названиям Днепра, которое означает Вепрь «дикий кабан». Древнегреческое название Борисфен (Бористен, Бориспен) является переосмыслением древнеиндийского гидронима Barax через его иранскую переделку Барз-дон – «Вепрь-река». От этого названия произошли древнегреческие гидронимы Барос (Барис), Борис-тен – «Вепрь-река» и вариант Данапер, что означает наоборот – «река Вепрь».
            Деревья, расположенные около родников, источников, криниц, пользовались особым почитанием, так как здесь одновременно можно было обращаться и к вегетативной силе «рощения» и к живой воде бьющего из земли ключа.
            Церковный автор Гельмонд (ХIII в.) описывает языческое святилище, расположенное по дороге из Старграда в Любек. В роще священные дубы были обнесены деревянной оградой, имевшие двое ворот. Каждый второй день недели здесь собирался народ с князем и жрецом на суд.
            О почитании священных дубов у славян можно узнать из книги К. Багрянородного «Про управление державою» (948-952 гг.): «На этом острове (Хортица) они (русы) приносят свои жертвы, потому как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, всаживая вокруг стрелы, а другие (приносят) хлеб, мясо и что имеет каждый, как требует того обычай». Возле дубов служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах. В середине XIX в. в Межигорье под Киевом существовал очень древний дуб. Раскинувшись на высоком берегу Днепра он поражал своими размерами и был прозван в честь кн. Владимира. Не мало реликтовых дубов росло в Английском саду (парк Лукашевича), в лесах Голосеево и Китаева. До наших дней в плавнях Днепра сохранились фрагменты дубовых лесов, где отдельные деревья достигают 2 м в диаметре. Отдельных исполинов можно встретить в заповедном парке «Лысая гора».

     

    Источник Информации: interesniy-kiev
     Автор: boristen70

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.