Впервые в Древнейшем своде Чернигов назван лишь в 1024 г. Столь позднее упоми¬нание объясняется тем, что Древнейший свод, судя по его сохранившимся фрагментам, носил «характер местной, киевской «областной» истории».
Однако упоминание Чернигова на втором после Киева месте в договорах Руси с греками, включенных в летопись под 907 и 945 гг., при составлении Повести временных лет, а также сообщение о нем Константина Багрянородного в середине X в. свидетельствуют о Чернигове как о важном центре, имеющем значительную долю в общих доходах «Русской земли».
Раскопки выявили в нескольких местах города, в том числе и на детинце, славянские слои и остатки землянок VIII—IX вв., что позволяет предпо¬лагать возникновение Чернигова из «нескольких небольших родовых укрепленных поселков» .
Археологические исследования Чернигова и курганов X в. в его окрестностях выявляют значительную имущественно-социальную дифференциацию населения, заметную роль дружинного элемента в жизни этой территории .
Эти данные свидетельствуют и о важном значении в X - начале XI в. Сновска, Стародуба и Новгорода-Северского, которые впервые упомянуты лишь в известиях второй половины XI в. (Сновск в статье 1068 г. , Стародуб и Новгород в «Поучении» Мономаха в связи с событиями конца 1078 - начала 1079 г. ).
Географическое положение Сновска свидетельствует о его тесной связи с Черниговом: он расположен на правом берегу р. Снови, на расстоянии дневного пешего перехода от Чернигова (менее 30 км), не отделен от него естественными рубежами.
О значении этого города как военного центра свидетельствует обширнейший курганный некрополь, материалы которого в значительной мере связаны с дружинным обиходом.
При наличии трупоположений в яме в некрополе преобладает ранний обряд - сожжение.
Северянский архаичный обряд трупосожжения на стороне представлен группой курганов, составляющей около половины всех трупосожжений , что свидетельствует о значительном количестве северян в Сновской ты¬сяче.
К сожалению, городище Сновска не изучено, подъемный материал неукрепленной его части относится к «раннеславянской и древнерусской поре» .
Курганы в окрестностях Стародуба изучены менее полно, и из-за малого количества раскопанных курганов в древнейшей группе (с. Левенка) трудно судить о преобладании того или иного обряда. В трех других курганных группах близ Стародуба (с. Мериновка) представлен только «Полянский» обряд погребения .
Стародуб находится за пределами основной области распространения ямных погребений. Однако сходство инвентаря погре¬бений с материалами курганов древнего Сновска, наличие срубного по¬гребения, встречающегося только в крупных дружинных центрах (Киев, Чернигов и его окрестности, Сновск), близость Стародуба к верховьям Снови позволяют предполагать непосредственную связь Стародуба со Сновском .
Новгород-Северский и его окрестности изучены недостаточно. Из¬вестны главным образом ямные погребения, причем одно из них твердо датировано Х-ХI вв.
Для выявления восточных пределов ядра Черниговской земли не¬обходимо рассмотреть земли восточных северян, входившие в XII в. в Черниговское княжество.
Здесь известен в настоящее время один значи¬тельный могильник с преобладанием обряда трупоположения в яме - близ Липинского городища (в 35 км западнее Курска). Однако курганы почти полностью распаханы, и возможно, что значительная часть северянских трупоположений на материке уничтожена.
Для юго-восточной северянской окраины харктерны курганные группы со смешанным обрядом погребе¬ния (Броварки, Петровское, Ницахи, Гочево, Липино). В них есть хоро¬шо датированные ямные погребения рубежа X и XI вв.
Эти некрополи оставлены разноплеменными гарнизонами крепостей Владимира Свято¬славича , и нет сомнения в том, что государственное освоение Посемья было завершено в конце X - начале XI в.
Ранее других на этой территории упомянут г. Курск. В Повести времен¬ных лет он назван впервые под 1095 г., а также в «Поучении» Мономаха в связи с событиями 1068 г. Однако в житии Феодосия Печерского есть данные о Курске первой половины XI в.
Курск в это время управляется посадником, «властелином града», причем родители Феодосия были пере¬ведены в Курск из Василева, города Киевской земли . Неизвестно, тянул ли Курск к Чернигову до того, как Мстислав Владимирович в 1024 г. подчинил себе Левобережье (1024-1036).
Факт перевода боярской семьи из киевского города в Курск свидетельствует в пользу того, что управление северянской (восточной) территорией контролировалось (с 1036 до 1054 г.) непосред¬ственно Киевом.
Курское Посемье окончательно вошло в Черниговскую землю лишь в середине XII в., и это ретроспективно свидетельствует о том, что оно не входило в ядро изучаемой территории.
Обращает на себя внимание расположение основных, известных по По¬вести городов территориального ядра - ни один из них не является географическим центром этой территории: Сновск стоял на границе черниговских полян и западных северян.
Стародуб - близ северной границы «Русский земли» с радимичами, Новгород-Северский - по соседству с восточными северянами и вятичами. Линии Чернигов - Сновск - Стародуб и Чернигов - Сновск - Новгород как бы указывают основное направление распростране¬ния политической власти Чернигова. Очевидно, эти города были форпостами государственного основания пограничных областей радимичей (Стародуб), вятичей и восточных северян (Новгород-Северский), так же как Сновск был ранее форпостом освоения территории западных северян.
Инф.siver-info.com
e-news.com.ua