Говорят, что острый язык – это единственный инструмент, который с годами от постоянного употребления становится только острее. Но как ни странно, остроумие требует тренировки. Остроумие – это ни что иное, как талант, а талант необходимо развивать и тренировать.
Начнем немного с теории. Остроумие не перестанет доставлять человеку удовольствие, независимо от того, поймет ли он его природу, подобно тому, например, как знание состава пищи не портит аппетита. Итак, вот по такому принципу классифицируется остроумие:, пишет sunhome.ru
• Ложное противопоставление
• Ложное усиление
• Доведение до абсурда
• Остроумие нелепости
• Смешение стилей
Теперь немного подробней о каждом.
Ложное противопоставление – это один из самых распространенных приемов. Шутка строится таким образом, что заключительная ее часть как будто противоречит началу, а на самом деле усиливает его. Вот один из самых ярких примеров этого приема – фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит». Или: «В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если пропуска ему не давали, то он пускал и так».
Ложное усиление. Здесь все наоборот – заключительная часть шутки по форме подтверждает начальную, а по существу опровергает ее. Например, высказывание Марка Твена: «Бросать курить легко. Я бросал пятьдесят раз». Или у Дж.К.Джерома есть такая шутка: «Все имеет свои теневые стороны, как сказал человек, у которого умерла теща, когда от него потребовали денег на похороны». Последнее замечание в корне меняет смысл предложения, хотя всего лишь является его продолжением.
Доведение до абсурда иногда достигается и с помощью гиперболы и в устной и в письменной форме. Из русских писателей наиболее охотно этим приемом пользовался Н.В.Гоголь. В «Мертвых душах» есть такая фраза: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо».
А вот типичный пример доведения до абсурда через гиперболу:
Лежат два помидора в холодильнике. Один из них говорит:
- Как тут холодно!
Второй на него ошалело смотрит и как заорет:
- А-а-а!!! Говорящий помидор!!!
Есть еще прием доведения до абсурда через преуменьшение (И.Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев»): «В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали».
Остроумие нелепости очень схоже с доведением до абсурда. Оно заложено в самой ситуации, противоречащей здравому смыслу. Его часто называют просто нечаянным или непреднамеренным остроумием. Вот, например, один заядлый атеист так закончил свою лекцию: «На вопрос, есть ли Бог, надо ответить положительно: "Да, Бога нет!"»
Когда пресса распространила ложные слухи о смерти Марка Твена, он выступил с таким опровержением своей кончины: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Едва ли нужно пояснять, что именно нелепость формулировки делает данную фразу очень остроумной и смешной.
В свое время в журнале «Крокодил» был целый раздел «Нарочно не придумаешь», посвященный остроумию нелепости. Так называемый армейский юмор целиком и полностью подходит под эту форму остроумия. Например: «Колесо – оно и есть колесо, нечего его крутить!»
Наиболее часто эту форму остроумия используют в литературе. Пожалуй, самая известная в этом отношении фраза была в рассказе Чехова «Письмо к ученому соседу»: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Она до сих пор считается крылатой и не сходит с наших уст.
Профессиональные шутники и юмористы еще пользуются смешением различных стилей остроумия. Это весьма сложная юмористическая форма, но о ее эффективности, пожалуй, судить только нам!
Так что не бойтесь шутить и пользоваться всеми вышеупомянутыми формами остроумия. Помните, что смех продлевает жизнь, а кто из нас не хотел бы стать бессмертным…
e-news.com.ua