• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Половецкие каменные бабы

    Опубликовано: 2012-12-29 22:15:14

    Расскаывает Любовь ВАРИВОДА, заведующая отделом истории запорожского казачества и новой истории Никопольского краеведческого музея.

     

     Никопольский краеведческий музей ежегодно посещают около 50 тысяч человек. И каждый из посетителей, прежде, чем войти в это хранилище истории, проходит мимо древних каменных изваяний, расположенных за невысокой оградой у входа в музей. Люди останавливаются, интересуются — что это такое? Это каменные бабы? Скифские бабы? Да, это «бабы», однако не скифские — половецкие.

     

     А среди них стоят и изваяния значительно «моложе» — казацкие каменные кресты. Вся эта коллекция собрана нашим музеем. Но вначале — маленький экскурс в историю.

     

     Наша местность имеет богатую историю.

     

     Здесь жили, процветали и уходили в вечность многие народы. После них оставалось много исторических памятников, в том числе и разнообразные скульптуры. Кстати, впервые человек поставил себе каменный памятник в эпоху меди-бронзы.

     

     Это была стела, культовый памятник. Каждая из стел была связана с определенным культом предков (солнца, плодородия) и олицетворяла определенное божество. Их устанавливали у могилы погребенного, в святилище, у каменной ограды кургана. Сегодня одни исследователи считают, что каменные стелы — это надмогильные памятники, на которых запечатлены черты умерших людей. Другие придерживаются мнения, что это — изображения выдающихся членов племени или рода, вождей, шаманов, героев. Есть также мнение, что это изображены не реальные люди, а божества.

     

     На вид стелы — это грубо обтесанные каменные столбы, на которых контуры лица иногда высекались в виде «сердечка» с закругленной или заостренной вершиной. Лица либо вообще не изображались, либо наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот — в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

     

     Со временем на фигурах стали добавляться руки, которые держали на уровне живота чаши, и округлые выпуклости, изображающие грудь. Это уже антропоморфные стелы.

     
     В коллекции каменных изваяний Никопольского краеведческого музея есть антропоморфные стелы времен меди-бронзы, которые были обнаружены в 1961 году во время археологических раскопок на Никопольщине, на курганном поле, где сейчас расположен стадион «Электрометаллург». Три стелы привезены в 1979 году из Золотой Балки (Херсонщина).

     

     Есть стелы, найденные в 1977 году в кургане Долгая могила во время раскопок института археологии академии наук УССР под руководством кандидата исторических наук Бориса Мозолевского в 1977 году. Из Долгой Могилы привезен и фаллос — каменная стела, олицетворяющая культ плодородия земли и культ эротики. Оттуда же, из Долгой Могилы, доставлен каменный жертвенник — каменная плита с отверстием. Возможно, такие плиты служили для жертвоприношений во время тризны.

     

     В коллекции музея есть четыре половецкие бабы (две из них — без головы). Это уже не обычные стелы, а изваяния, имеющие портретное сходством с людьми и более тщательно обработаны. Эти фигуры устанавливали на протяжении IX — XIII веков лицом на восток на погребениях, курганах, развилках степных дорог на обширных просторах — от Днестра до Волги. Высота половецких каменных баб достигала 4,5 метра.

     

     Половецкие статуи оставили много загадок. В отличие от скифских, они были двух видов — мужские и женские. Люди изображались стоящими или сидящими. Считается, что женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их.

     

     За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов. Обязательным атрибутом половецкой бабы был небольшой сосуд-кубок, который статуя держит обеими руками в нижней части живота. Почти на всех этих статуях можно рассмотреть много украшений, дорогую одежду и затейливой формы головной убор.

     

     Несмотря на то, что во всех статуях просматривается некая трафаретность, эти скульптуры являются произведениями изобразительного искусства древних обитателей наших просторов. Кстати, прямых аналогий половецкой скульптуры в мировом искусстве нет.

     

     И последнее. Почему — «баба»? Потому, что этимология слова «баба» происходит от тюркского «бал-бал», означающее «пращур», «дед-отец».

     

    По материалам http://nikopol.net.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.