Документ призван обеспечить фондовый рынок информацией о реальной кредитоспособности заемщиков и эмитентов ценных бумаг.
По данным Государственного реестра уполномоченных рейтинговых агентств, на сегодня в него включены 6 рейтинговых агентств. Также, решением НКЦБФР № 198 от 22 февраля 2006 года в перечень рейтинговых агентств, имеющих право определять рейтинговые оценки эмитентов и ценных бумаг на фондовом рынке Украины, включены 3 международные рейтинговые агентства.
При этом, отмечают в Нацкомиссии, доверие к рейтинговым агентствам не достаточно высокое; не все агентства успели заработать соответствующую репутацию, отсутствуют надлежащие механизмы по предотвращению негативного влияния конфликта интересов на качество и объективность рейтинговых оценок (эмитент платит за рейтингование, соответственно, не исключено его влияние на уровень рейтинговой оценки).
Кроме того, рейтингованием в Украине занимаются в основном по причине обязательности его проведения. Инвесторы же по своей инициативе не часто прибегают к помощи рейтинговых агентств. А отсутствие детального законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием услуг по определению и обновлению кредитных рейтингов, негативно влияет на инвестиционный климат в стране и возможность получения объективной информации о рынке ценных бумаг.
Следовательно, уверены разработчики документа, подход к регулированию отношений в сфере рейтингования должен быть изменен, с учетом международной практики, в том числе законодательства Европейского Союза.
Для реализации Концепции, в частности, предлагается определить, что рейтинговое агентство не должно иметь среди связанных лиц участников рынков финансовых услуг или любым иным образом (прямо или косвенно) быть связанным с такими участниками. Предлагается предусмотреть обязательность публичного обнародования рейтинговым агентством своих рейтинговых оценок, их обновления и расширения видов таких оценок.
Должен быть создан общедоступный Государственный реестр рейтинговых агентств и обеспечена возможность приостановления и отмены рейтинговой оценки по результатам ее мониторинга рейтинговыми агентствами. НКЦБФР хочет регулярно получать информацию о результатах деятельности агентств и устанавливать штрафы для участников рынка. Разумной для разработчиков Концепции кажется возможность создания ассоциации рейтинговых агентств, которая будет устанавливать для своих членов единые стандарты и контролировать качество определения ими рейтинговых оценок. Хорошо бы, считают в Комиссии, предусмотреть возможность рейтингования инвестиционного портфеля институционального инвестора (аудит качества портфеля на основании публичной информации), а также возможность для рейтингового агентства ставить под сомнение рейтинговую оценку другого агентства, направив соответствующее письмо с аргументацией регулятору.
Также НКЦБФР хочет устанавливать требования к обязательности и минимальному уровню рейтинговой оценки актива, в который инвестируют институты совместного инвестирования. Нацбанку предлагается "отдать" соответствующий контроль над банками, а Нацкомфинуслуг - над страховыми компаниями. Кроме того, для реализации Концепции предлагается также установить требования к процедуре присвоения статуса уполномоченного рейтингового агентства, в частности процедура должна быть максимально приближенной к процедуре получения лицензии. Претендент должен подать регулятору пакет документов (регистрационные, подтверждающие квалификацию работников, контроль конфликта интересов, подтверждение опыта работы на рынке, репутацию и рекомендации), а представители Комиссии обязаны провести проверку соответствующего офисного помещения на предмет разграничения зон работы отдела продаж услуг и аналитиков, а также проанализировать деловую репутацию претендента. Перед принятием решения о присвоении статуса уполномоченного рейтингового агентства с директором претендента должно проводиться собеседование, целью которого является, в частности, понимание опыта работы директора и наличия стратегии деятельности рейтингового агентства.
Чиновники НКЦБФР также готовы взять на себя контроль за деятельностью рейтингового агентства путем анализа жалоб со стороны инвесторов и других рейтинговых агентств, анализа ценообразования (аномальное отклонение цены может свидетельствовать о неправомерной заинтересованности) или анализа резкого повышения или снижения рейтинговой оценки (может свидетельствовать о некомпетентной оценке или о заказном формате новой оценки).
В обязательном порядке рейтинговую оценку должен будет получать эмитент, планирующий провести публичное размещение своих ценных бумаг. Кроме того, добровольно или по требованию регулятора заказчиком услуг рейтинговых агентств могут выступать институты совместного инвестирования, банки и финансовые компании. А добровольно получить рейтинговую оценку смогут эмитенты, заинтересованные в том, чтобы их ценные бумаги находились в портфеле институтов совместного инвестирования, сами ИСИ, а также ассоциации, объединяющие ИСИ, банки и финансовые компании в интересах своих членов.
e-news.com.ua