Афины вроде получат отсрочку до октября. Это можно объяснить как желанием дать грекам самый последний шанс, так и стремлением успеть ввести в действие стабфонд ESM и принять другие меры защиты, считает Андрей Гурков.
Так выходит Греция из еврозоны или нет? На этот кардинальный для мировых финансовых рынков вопрос ответа по-прежнему нет. И, судя по поступающей из Брюсселя неофициальной информации, как минимум до 8 октября, когда запланирована очередная встреча министров финансов еврозоны, его и не будет. До сих пор считалось, что решение может быть принято уже 14 сентября.
Политикам не хочется отключать аппарат искусственного дыхания
Ключевые европейские политики вновь и вновь откладывают крайне тягостное для них решение, которое мне уже доводилось сравнивать с отключением пациенту аппарата искусственного дыхания. Действительно, кому хочется войти в историю в роли бессердечных людей, перекрывших (финансовый) кислород целой стране и тем самым вытолкнувших ее на обочину европейского развития!
Однако по-человечески очень понятное желание оттянуть до последнего неприятное дело не может быть единственной причиной очевидного затягивания с решением греческого вопроса. Тут должны быть и какие-то более весомые стратегические резоны.
Думается, их по меньшей мере два. Первый - дать Афинам самый-самый последний шанс взяться за ум, иначе говоря - за реформы. Второй - выиграть время, чтобы успеть укрепить оборонительные рубежи, призванные отразить ударную волну от банкротства Греции.
Коротко напомню исходную ситуацию. Греция давно уже неплатежеспособна и держится на плаву исключительно благодаря многомиллиардной помощи, предоставляемой Европейским Союзом, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и Международным валютным фондом (МВФ). Эта помощь выделяется отдельными порциями, которые выплачиваются только после того, как составленная из представителей этих трех кредиторов комиссия контролеров, так называемая "тройка", проверит на месте, выполняет ли получатель денег взятые на себя обязательства.
Затянувшаяся миссия "тройки"
Сейчас на очереди выплата очень крупного транша размером в 31,5 миллиарда евро, который кредиторы придерживают вот уже с июня. Это связано с тем, что после состоявшихся в начале мая досрочных парламентских выборов греческим политикам не удалось сформировать правительство, а в середине июня всенародное голосование пришлось повторить. В результате страна более чем на два месяца была полностью выбита из согласованного с кредиторами графика, поскольку в Греции в условиях предвыборных баталий никакие решения, не говоря уже о законах, не принимались.
После того, как в Афинах наконец-то было сформировано правительство, "тройка" приступила в начале июля к очередной ревизии. Судя по всему, перед контролерами открылась весьма неприглядная картина. Во всяком случае в СМИ просочились сведения о том, будто Греция не выполнила примерно две трети взятых на себя обязательств.
В середине июля ревизоры уехали, но в конце месяца вновь вернулись, после чего было объявлено, что в сентябре они опять проверят ход выполнения согласованного с Афинами плана действий. А затем "тройке", по информации все того же источника в Брюсселе, который сообщил СМИ и про 8 октября, понадобится несколько недель, чтобы написать доклад, в котором должна содержаться четкая рекомендация экспертов министрам финансов: выплачивать или не выплачивать очередной транш.
Антонис Самарас будет просить об уступках
Ни разу еще очередная миссия "тройки" не растягивалась на столь длительный срок, и никогда прежде написание доклада не длилось столь долго. Ревизорам, судя по всему, на этот раз дали недвусмысленную установку максимально тянуть время, ведь пока они не вынесли свой вердикт, политики по формальной причине не могут ничего решать.
Конечно, как-то не верится, что Афины, развернув вдруг кипучую реформаторскую деятельность, за считанные недели наверстают все то, что было упущено не только за два месяца, но и за два года. Во всяком случае новый греческий премьер Антонис Самарас счел возможным даже в эти судьбоносные для его родины дни на неделю уйти в отпуск.
Зато после этого он намерен развернуть бурную переговорную деятельность. Ее цель, по сообщениям СМИ, будет состоять в том, чтобы убедить ключевых политиков еврозоны в необходимости предоставить Греции дополнительные два года на выполнение своих обещаний, а также в желательности пересмотра самих этих обязательств. 22 августа Самарас примет главу еврогруппы Жана-Клода Юнкера, а 24 августа отправится в Берлин и Париж.
Понять, куда дует ветер
Судя по сделанному 15 августа официальным представителем правительства ФРГ заявлению, Берлин не собирается пересматривать список предъявляемых Греции требований. Обращает на себя внимание то, что в рядах правящей в Германии коалиции все громче и настойчивей звучат голоса, призывающие канцера Ангелу Меркель (Angela Merkel) не уступать в принципиальных вопросах, касающихся наведения финансового порядка в еврозоне.
Так что итоги предстоящей поездки Антониса Самараса будут достаточно красноречивым показателем того, куда дует ветер в греческом вопросе. Тогда же станет более понятным, почему европейцы медлят: из-за желания все же дать Афинам последний шанс - или просто из-за того, что пока еще не готов основной оборонительный рубеж на случай прекращения финансирования Греции.
ESM должен успеть встать на боевое дежурство
В таком случае ключевой датой следует считать 12 сентября, когда Федеральный конституционный суд Германии должен принять решение, соответствует ли Европейский стабилизационный механизм ESM Основному закону страны. Вообще-то этот оснащенный мощными финансовыми средствами постоянно действующий стабилизационный фонд должен был приступить к работе еще 1 июля. Однако его противники в Германии, опасаясь непредсказуемых расходов для национального бюджета, сумели своим иском задержать ратификацию соответствующего закона.
Если суд подтвердит конституционность ESM, из чего исходит большинство наблюдателей, то новый стабфонд уже в сентябре приступит к боевому дежурству. Более того, до начала октября он наверняка успеет взять под свою защиту тех, кто в ней сейчас особо нуждается - испанские банки, Кипр (он больше всех пострадает от банкротства Афин), а, может, и саму Испанию. В таком случае все более вероятное решение прекратить финансирование Греции еврозона встретит во всеоружии.
Источник: Русская служба DW
Инф. korrespondent.net
e-news.com.ua