В Египте в районе Асуанских гранитных каменоломен удалось обнаружить остатки канала, который служил для перемещения по воде к реке Нил огромных каменных обелисков, заготовок для статуй и гигантских строительных блоков. Новооткрытый канал (который не заполнялся водой с древнейших времен) можно считать первым прямым доказательством использования водных артерий для переброски гранитных глыб из карьера.
Практически все обелиски Луксора и Карнака ведут свое происхождение из Асуанского региона. Древние изображения уже поведали исследователям, что египтяне могли применять суда или баржи для перемещения крупнейших памятников, к тому же следы каналов были обнаружены как у пирамид Гизы, так и у храмов Луксора. Предположения о том, что и на участке от каменоломен до Нила перемещение массивных артефактов проводилось с использованием каналов, высказывались уже давно, но вот только теперь этим гипотезам удалось найти ясное подтверждение, пишет sunhome.ru
"На самом деле мы давно подозревали наличие канала, связывающего Нил и каменоломни, и очень хорошо, что теперь всему этому удалось найти реальное подтверждение, - так прокомментировала эту находку Салима Икрам (Salima Ikram), египтолог из Американского университета в Каире (American University in Cairo). - Если бы для перемещения всех крупных предметов использовались только ролики, то строительство отняло бы неимоверно много времени и усилий, и шло бы оно гораздо медленней".
Научные изыскания, подтвердившие существование канала, провел профессор геологии Ричард Паризек (Richard R. Parizek) из Университета штата Пенсильвания (Penn State University - PSU). По всей видимости, канал изначально представлял собой обширную естественную трещину в граните карьера, которая была расширена для того, чтобы увеличить ее пропускную способность. Геологи нашли характерные отметины от инструментов того времени. По оценкам экспертов, трещина могла заполняться водой во время ежегодных наводнений, которые характерны для Нила. Скорее всего, рабы, занятые в строительстве, затягивали большие каменные памятники на плоты еще до начала наводнения, что и позволяло артефактам всплывать тогда, когда уровень вод существенно повышался.
Крупные обелиски могли весить свыше 50 тонн, поясняет Адел Келани (Adel Kelany), инспектор из египетского Высшего совета по древностям, который руководил группой, проводившей раскопки на этом месте в 2002 году. Так, в карьере был найден незаконченный обелиск, который, по некоторым оценкам, после изготовления должен был весить свыше 1,1 тысячи тонн. Это крупнейший такого рода памятник, работа над ним была прекращена после того, как выявились зародыши будущих трещин.
e-news.com.ua