• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Почему российским банкам не везет

    Опубликовано: 2011-07-29 12:01:48

    О российских банках в Украине принято говорить лишь в свете финучреждений из группы крупнейших. Но существует целая группа банков, о которых практически ничего не слышно. Почему им не удается выстроить бизнес с русским размахом?

    Российские банкиры в прошлом году были возмутителями спокойствия на украинском банковском рынке. Агрессивная политика на рынке привлечения средств вкладчиков и не менее агрессивный выход на рынок кредитования позволил им контролировать почти 12% всех банковских активов страны. Но такая политика была свойственна далеко не всем банкирам с российской пропиской. Без государственной поддержки не всем удается отстоять свое место под украинским солнцем.

    Российскую банковскую диаспору в Украине можно условно разделить на три группы. Финучреждения первой группы не только определились со своей стратегией, но и агрессивно наращивают здесь свое присутствие. Проминвестбанку, ВТБ Банку (вместе с БМ Банком), Сбербанку и Альфа-Банку уже принадлежат 11,26% банковских активов страны. Вторая группа банков также определилась со своей стратегией. Правда, этим решением стало желание уйти с рынка. Так в конце прошлого года предпочел сделать банк «Ренессанс Капитал». Так поступили «новые» собственники российского банка «КИТ-Финанс», которые до конца текущего года намерены выйти из капитала днепропетровского Радабанка.

    Акционеры финучреждений третьей группы пока не определились, что им делать с украинскими активами. Причем по самым разным причинам: кто-то находится в процессе слияний; кто-то не прочь и уйти, но вряд ли сейчас найдутся покупатели, готовые дать справедливую цену, кто-то просто выжидает удачного момента в надежде нарастить свою долю на рынке. Этой группе принадлежит весьма небольшая доля в банковской системе Украины — всего 0,4%. Между тем все эти финучреждения принадлежат достаточно крупным российским предпринимателям: Энергобанк — совладельцу Национальной резервной корпорации миллиардеру Александру Лебедеву, «Петрокоммерц-Украина» — основному бенефициару российской кредитной организации миллиардеру Леониду Федуну (совладельцу «ИФД КапиталЪ» и вице-президенту НК «ЛУКОЙЛ»), «Русский Стандарт» — собственнику корпорации «Русский стандарт» Рустаму Тарико, банк «ТРАСТ» — сразу трем профессиональным банкирам из Москвы — Илье Юрову, Сергею Беляеву и Николаю Фетисову. У каждого из них была своя история вхождения на рынок. Вместе с тем стратегия появления этих четырех частных финучреждений на банковском рынке Украины имела и общие черты: расчет был сделан на быстрорастущий рынок потребкредитования. Но почему же этой группе банков так и не удалось выстроить бизнес с российским размахом, хотя все они зашли на украинский рынок значительно раньше российских банков из первой группы? Для некоторых таким фактором стал финансовый кризис. «Перед Энергобанком и банком «Петрокоммерц-Украина» изначально не стояла задача масштабного развития бизнеса в Украине, — говорит директор направления рынков капиталов ИГ «Альтера Финанс» Максим Шинкаренко. — В то время как «Русский Стандарт» и банк «ТРАСТ» строили широкомасштабные планы, которые не успели реализовать из-за начавшегося в Украине кризиса». Кроме того, все эти банки являются частными финансовыми учреждениями, а не государственными, у которых априори есть лучшие возможности фондирования.

    Энергобанк (68-е место по активам) — самое крупное финучреждение в этой группе. Банк попал в поле зрения Александра Лебедева, главы и основного бенефициария российской «Национальной Резервной Корпорации», задолго до продажи в 2007 году своего главного финансового актива в Украине — банка «НРБ-Украина» — российскому Сбербанку. Компании, входившие в группу «НРБ-Украина», приобрели 21,88% акций Энергобанка еще в октябре 2004 года. Тогда о запасной площадке для НРК речь вообще не шла, и покупка «нишевого» отраслевого финучреждения выглядела, мягко говоря, непонятной. Тем более что на момент приобретения банк был отягощен крупным портфелем проблемных кредитов, а НБУ даже угрожал отозвать у него лицензию. Банк был интересен лишь тем, что обслуживал счета «Киевэнерго», которое и являлось основным источником пассивов финучреждения.

    НРК быстро очистила кредитный портфель и сконцентрировалась на обслуживании малого и среднего бизнеса, а также стала кредитовать компании, близкие к «Киевэнерго». При этом собственники не рассчитывали на привлечение депозитов физических лиц, делая основную ставку на ресурсы самих акционеров. После подписания соглашения в конце 2005 года со Сбербанком весь 2006 год НРК увеличивала долю в Энергобанке, доведя ее к концу года до 90%. Тем самым Александр Лебедев стал готовить плацдарм, который должен был заменить для НРК банк НРБ в случае его продажи Сбербанку. Параллельно возник вопрос и о его дальнейшей специализации. Рассматривался вариант переноса в Украину «российской технологии развития ипотеки как отдельного бизнеса», обсуждалась и модель развития Энергобанка как розничного финучреждения. Кризис приостановил реализацию этих планов. В какой-то момент владелец НРК даже предложил главе набсовета

    Внешэкономбанка Владимиру Путину приобрести у него украинский Энергобанк вместо Проминвестбанка.

    Сегодня речь об уходе с рынка не идет. Мало того, банковский актив, по словам Лебедева, имеет статус стратегического, и НРК готова инвестировать средства в его развитие. «Конечно, я хотел бы видеть свой банковский актив в числе быстроразвивающихся. Но для этого необходимо идти в сегменты, где банк традиционно был менее активным, например, потребкредитование. Усиливать нужно и корпоративный блок, активнее работать с карточным направлением», — рассказывал в ноябрьском интервью «Инвестгазете» Александр Лебедев. Между тем эксперты сомневаются в успешном развитии розничной стратегии. «У них нет ресурса и никакого опыта для развития розницы, — заметил один из российских банкиров. — Как на украинском, так и на российском рынке НРБ не виден в рознице. Они сильны в корпоративном бизнесе». Впрочем, нынешний председатель правления Энергобанка Елена Малинская не согласна с таким мнением: «Исторически Энергобанк всегда был корпоративным банком с традиционно сопутствующим ему VIP-банкингом. Его стратегией определено, что банк будет представлен и в розничном, и в корпоративном сегментах. При этом будет четкое позиционирование и концентрация на определенной клиентской базе. В розничном бизнесе банк делает акцент на комфортном обслуживании клиентов со средним и высоким уровнем дохода — это клиенты, персонифицированный подход к которым имеет экономический смысл».

    В любом случае, глава набсовета банка Алексей Тарасов после апрельского собрания акционеров озвучил то, что хотят видеть собственники Энергобанка в ближайшем будущем: к концу 2013 года вывести его в топ-50 банковских учреждений Украины по активам.

    Банк «Петрокоммерц-Украина» (91-е) — один из самых первых российских банков, появившийся в Украине в 2002 году (приобрел контрольный пакет акций Авиатекбанка), год за годом теряет свои позиции. Если до 2007 года он традиционно находился в шестом десятке, то после 2008-го располагался уже в девятом, а сейчас и вовсе разменял десятый.

    В отличие от своих коллег, финучреждение никогда не ставило перед собой амбициозных планов непременно оказаться в десятке украинских банков (в России «Петрокоммерц» занимает 23-е место по активам). Банк и сегодня остается «опорным» финансово-кредитным учреждением НК «ЛУКОЙЛ» в Украине. При этом он реализует стратегию, направленную на широкую диверсификацию клиентской базы за счет расширения сотрудничества со средними компаниями в регионах и развития розничного бизнеса.

    Даже несмотря на столь мощного собственника, на рынке периодически появлялись слухи о желании акционеров продать украинский банк. Всякий раз поводом служил выход ИФД «Капиталъ» (акционера материнской структуры) из отдельных украинских активов. Сначала была продана страховая компания (февраль 2006-го). Затем ИФД «Капиталъ» продал и фондовые активы в нашей стране, закрыв в ноябре 2009 года сделку по продаже открытого негосударственного пенсионного фонда, администратора НПФ и компании по управлению активами. Да и на родном для себя рынке ИФД «Капиталъ» в течение 2007-го вел переговоры о продаже пакета акций российского банка «Петрокоммерц» казахстанской корпорации Seimar Alliance Financial Corporation (SAFC), которые в результате так ничем и не закончились.

    В середине весны совет директоров материнского банка одобрил новую стратегию развития группы «Петрокоммерц» на 2011-2015 годы. Согласно стратегии, «Петрокоммерц» будет «повышать значение розничного бизнеса». Причем существенная доля должна приходиться на клиентов «с улицы». Также в соответствии с планами в течение последующих пяти лет банк планирует наращивать капитализацию за счет прибыли.

    Банк «Русский Стандарт»

    (119-е) Рустам Тарико не стал покупать крупный системный банк или финучреждение с разветвленной розничной сетью. Для него было важно построить аналог своей российской структуры в Украине. Успешно апробированная в России модель потребительского кредитования по скоринговым моделям позволяла обходиться без наличия дорогостоящей сети отделений. Чтобы запустить аналогичную модель на украинском рынке, нужен был маленький банк с лицензиями. Для этих целей как нельзя лучше подошел банк Дмитрия Святаша «АИС-банк», который и был куплен в августе 2006-го — почти сразу после его создания (менее чем через полгода после регистрации в Национальном банке). Между тем, несмотря на относительно ранний выход, банк так и не успел закрепиться в Украине. Многие видели причину в затянувшемся выходе на украинский рынок с конкурентной средой. К его приходу с аналогичной моделью здесь уже работал его основной конкурент по России Хоум Кредит банк. Аналогичные технологии уже использовали украинские ПриватБанк и Дельта Банк. Однако были и другие причины. В том же году (2006-м. — Ред.) из состава акционеров материнского банка вышла Международная финансовая корпорация (IFC), которая с 2003 года владела небольшим пакетом акций и помогала открывать двери для иностранных инвесторов. В связи с чем перед банком встал вопрос цены фондирования и недостатка ресурсной базы.

    К тому же со второй половины 2007-го под влиянием кризиса банк вынужден был сократить объемы бизнеса из-за невозможности рефинансирования ресурсов, ранее привлеченных на международных рынках. В результате в качестве альтернативных источников рефинансирования обязательств стали использоваться более дорогие средства частных лиц. Были ослаблены позиции финучреждения и внутрироссийскими причинами: массовые жалобы заемщиков и претензии Роспотребнадзора относительно непрозрачных условий выдачи кредитов и высоких эффективных ставок обернулись визитом Рустама Тарико в Генпрокуратуру РФ и отказом от всех комиссий при выдаче кредитов. Последовавшая смена модели бизнеса с крайне агрессивной на консервативную больше не рассматривала в качестве приоритета беззалоговое кредитование в точках продаж и предполагала работу с кредитными картами (с тщательной проверкой кредитного качества заемщиков) и привлечением розничных депозитов. Однако такая стратегия не позволила вести бизнес с былым размахом.

    Смена модели в материнской структуре повлияла и на развитие украинского банка. Тем более что она совпала по времени с активной фазой кризиса, когда финучреждения замораживали или вообще сворачивали активные операции.

    Между тем сегодня о сворачивании бизнеса в Украине речь не идет. Скорее наоборот. Банк «Русский Стандарт» (БРС) за последние несколько месяцев подписал договоры почти со всеми крупнейшими сетями по продаже бытовой техники и решил вопрос с фондированием, выпустив облигационный заем на 100 млн. грн. со сроком обращения один год, а с 1 сентября начнет размещение двухлетних облигаций на 200 млн. грн. Впрочем, по мнению генерального директора Elliott Asset Management Михаила Умникова, высокая конкуренция и отсутствие дешевого источника финансирования могут не позволить банку быстро занять лидирующие позиции на украинском рынке потребкредитования. Хотя нынешняя ситуация пока ему благоприятствует. «По данным НБУ, средние ставки по потребительским кредитам в гривнях по состоянию на май 2011 года составляют 30,7%. Если учесть, что доходность по выпущенным облигациям банка составляет 14%, то это позволяет иметь приемлемую процентную маржу», — говорит начальник отдела инвестиционного консалтинга ИК «Альтана Капитал» Андрей Тарасенко.

    Банк «ТРАСТ» (145-е) Владельцы российского национального банка «ТРАСТ» (Илья Юров, Сергей Беляев и Николай Фетисов) также не желали переплачивать за возможность попасть на украинский рынок. Из-за высокой стоимости отечественных финучреждений они предпочли выйти на рынок путем построения собственного банка с нуля. В августе 2007-го Национальный банк зарегистрировал «Банк РНС» с уставным капиталом 69 млн. грн. Уже в названии российские банкиры очертили круг своих будущих интересов в Украине — «Банк Розничного неограниченного сервиса». Планы ставились не менее амбициозные. На пресс-конференции руководитель проекта «Банк РНС» Александр Еремин обещал, что уже в 2008 году банк будет представлен 20 отделениями в 10 городах, а объем активов достигнет $60 млн. при собственном капитале $27 млн. А в 2010-м его кредитный портфель составит $1 млрд. Но планам не суждено было сбыться. Сегодня активы финучреждения составляют чуть больше 300 млн. грн., с которыми банк занимает 145-ю строчку в рэнкинге НБУ.

    Сложно сказать, сохранят ли россияне интерес к украинскому активу. Украинский банк — это их личный проект, а сейчас все трое поглощены слиянием НБ «ТРАСТ» с ВБРР (Всероссийский банк развития регионов), принадлежащим НК «Роснефть», крупнейшей в мире по объему доказанных запасов нефти публичной нефтяной компании. В результате слияния объединенный банк займет 18-ю позицию по активам в рэнкинге Центрального банка России. Источник, знакомый с ситуацией в банках, считает, что сделка едва ли завершится в текущем году. У «Роснефти» помимо ВБРР есть еще два небольших банка, которые сейчас присоединяют к ВБРР. И только после этого начнется объединение двух банков на базе команды «ТРАСТа», инфраструктуры ВБРР и возможностей «Роснефти» как ключевого акционера и дешевого источника фондирования. Хотя о заинтересованности «Роснефти» в этом проекте пока ничего не известно. Поэтому резкое ускорение развития украинского актива маловероятно. Сейчас банк не ведет активной деятельности и представлен лишь одним офисом в Киеве. К тому же получить какую-либо информацию о банке достаточно сложно — «ТРАСТ» чуть ли не единственное финучреждение, не имеющее своего представительства в интернете (сайта).

    Взгляд с родной стороны Между тем российские эксперты «по-своему» оценивают перспективы роста российских банковских учреждений этой группы. «На банковских рынках СНГ широкую экспансию по сути ведут лишь госбанки, имеющие для этого все финансовые и административные ресурсы, — говорит аналитик ИК «Велес Капитал» (Москва) Юрий Кравченко. — Дочерние же структуры остальных банков, представленных на украинском рынке, «заточены» исключительно под обслуживание отдельных клиентов или конкретного бизнеса — как правило, крупного корпоративного. Поэтому я бы не стал говорить, что кто-либо из этих российских банков в настоящее время рассматривает возможность серьезного увеличения доли или выхода на украинский рынок». Не последнюю роль здесь играют политические риски, связанные с банками. К примеру, экс-депутат Госдумы Александр Лебедев намерен дистанцироваться от подконтрольного ему банковского бизнеса и планирует передать контроль в НРБ в доверительное управление на три-пять лет «крупному финансовому институту или известной личности, имеющей политическое влияние». Планы по передаче контрольного пакета банка в доверительное управление пришли на смену планам по его продаже, которые так и не были реализованы, так как продать банк в его нынешнем состоянии затруднительно. И прежде всего — из-за репутационных рисков. В прошлом году банк оказался в центре внимания российских властей из-за разбирательств по делу о выводе активов из «Российского Капитала», в санации которого банк принимал участие в 2008-2009 годах.

    Поэтому не исключено, что вслед за днепропетровским Радабанком изменить собственников может и Энергобанк. В июне Антимонопольный комитет уже предоставил разрешение кипрской Roylance services ltd на покупку акций Энергобанка. Последнюю связывают с бизнес-партнером Александра Лебедева Анатолием Данилицким, который ранее работал в правлении банка НРБ с 1995 по 2004 год, после чего до 2009 года был генеральным директором НРК. Поэтому пока не ясно, то ли это переоформление корпоративных прав, связанных с переделом имущества НРК, то ли продажа украинского актива. Энергобанк и Национальная резервная корпорация пока не комментируют эту информацию и не раскрывают новых собственников.

    Российский десант Впрочем, это совсем не означает, что доля российских банков может потенциально уменьшиться за счет возможного ухода финучреждений  из группы «неопределившихся». Скорее даже наоборот. Они могут стать стартовой площадкой для двух других потенциальных претендентов, которые уже неоднократно «светились» в контактах с украинцами. Речь идет о четвертом по активам банке РФ Россельхозбанке и «опорном» финансово-кредитном учреждении газового монополиста Газпромбанке (третий по активам в РФ). А это уже фигуры совсем другого масштаба и более глобальных стратегий. «Данные банки — государственный РСХБ и банк с государственным участием Газпромбанк — имеют много преимуществ перед частными. Самым важным из них является цена фондирования и размещения ресурсов. Оба банка могут привлекать средства на гораздо более привлекательных условиях, чем их коллеги из «частного» сектора, причем из любых доступных источников», — говорит Михаил Умников. Не стоит исключать, по его мнению, и появление других российских финучреждений на украинском банковском рынке через покупку локальных банков. «Сегодня российские банковские группы вряд ли будут использовать стратегию эволюционного развития, как это было ранее (Сбербанк и ВТБ) в ущерб покупки готового бизнеса. Просто при желании занять на рынке значимое место для банков, выходящих на украинский рынок значительно позже своих коллег, этот вариант является не только безальтернативным, но и выгодным. Особенно с позиции дешевизны отечественных финучреждений. Сегодня на украинский банковский рынок смотрят три финучреждения из топ-100 российских банков», — рассказывает глава Elliott Asset Management.

    Вячеслав Мироненко

    Инф. investgazeta.net

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.