Арт-рынок послевоенного и современного искусства заявил себя в этом году как самая привлекательная и быстро растущая ниша для коллекционеров и инвесторов, считает председатель американского отделения аукционного дома Christie’s Марк Портер.
«Рынок современного искусства начал цикл подъема. Мы видим, что число покупателей резко возросло — пришло время создавать новые великие коллекции», — сказал Портер в интервью «РИА Новости».
Минувший год был не самым удачным для арт-рынка, на котором Christie’s занимает более половины всего мирового оборота. Объем торгов составил $3,3 млрд, что в денежном выражении было почти на треть меньше, чем в 2008 г. Однако уже в первом полугодии нынешнего года общая выручка торгового дома достигла $2,57 млрд. Ноябрьские торги Christie’s в Нью-Йорке принесли шесть ценовых рекордов на работы современного искусства. Так, выполненная в технике комикса «Ох…Ладно» Роя Лихтенштейна была продана за $42,6 млн, цены на Александра Колдера, Ричарда Линднера, Марка Танси, Марка Гротьяна и Морриса Луи поднялись на новую высоту.
Цены на холсты импрессионистов выросли так высоко, а работ хорошего уровня на рынок попадает так мало, что эта прослойка коллекционеров стала узко элитарной. В то же время новое поколение состоятельной элиты решило приступить к собранию коллекций своих современников, объясняет Портер скачок спроса на работы современных мастеров.
В нынешнем году впервые были установлены сразу два ценовых пика — «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо была продана на Christie’s за $106,482 млн, став самым дорогим произведением искусства за всю историю открытых торгов, «Идущий человек» Альберто Джакометти ушел в феврале за $104,3 млн.
До этого в течение пяти лет абсолютным мировым рекордом считался «Мальчик с трубкой» Пикассо, оцененный рынком в $104,17 млн.
«Появление на рынке США прекрасных коллекций и уникальных работ объясняется вовсе не тем, что их владельцы оказались в затруднительном финансовом положении. Просто в этом году в США были предоставлены налоговые льготы, чем и воспользовались многие продавцы», — пояснил Портер.
По его словам, в 2011 г. Christie’s ожидает и больших объемов торгов, и более высоких цен.
«Самые привлекательные инвестиции на арт-рынке — всегда в шедевры мастеров, которые стоят миллионы долларов. За десять лет их цена подрастает на миллионы, в то время как на более скромные работы — лишь на тысячи. Так что можно с уверенностью сказать, что вложение в Пикассо будет всегда очень удачным», — уверен глава торгового дома.
Он не исключает, что будущий год принесет новые абсолютные рекорды на произведения искусства. Любое значимое полотно, которое будет предложено к торгам, безусловно уйдет намного дороже той цены, за которую было когда-то приобретено. «Если на рынке появятся значимые работы Матисса или старых мастеров — Ботичелли, Рафаэля, Микеланджело, рынок, безусловно, будет ожидать новый абсолютный рекорд», — уверен Портер.
Хотя он заметил, что работы великих мастеров уже как правило принадлежат музеям мира, которые не расстаются с шедеврами. «Где-то 95% шедевров приходит на рынок из частных коллекций. Мы допускаем, что, к примеру, в частных поместьях Великобритании еще остались полотна Рафаэля. Но появление их на торгах весьма маловероятно. Сейчас в большинстве стран введен запрет на экспорт из страны шедевров искусства, а при их продаже государство имеет приоритет», — сказал Портер.
Он отметил, что русские коллекционеры занимают значительную нишу в кругу покупателей Christie’s и входят в мировую элиту коллекционеров.
«Российские коллекционеры очень быстро отбросили сантименты и включились в самые элитные ниши арт-рынка — импрессионизм и искусство старых мастеров», — сказал Портер.
РИА Новости
Инф. vedomosti.ru
e-news.com.ua