Загадочный иммункулус
ИММУННАЯ система производит антитела ко всем белкам собственного организма. Это инструменты, посредством которых она управляет работой органов и чистит их от продуктов распада (ведь каждый день гибнут сотни миллионов клеток — они доллжны удаляться и заменяться другими). Специальные анализы определяют, сколько на данный момент антител в крови: если их количество в норме, значит, иммунная система работает исправно; если увеличено или, напротив, снижено — значит, есть какая-то проблема. Выявить начинающиеся патологические изменения в органе можно за месяцы, а во многих случаях и за годы до того, как болезнь проявит себя. Скажем, можно определить, что происходит разрушение клеток миокарда и мышца сердца слабеет. Если понять, что идёт избыточная гибель гепатоцитов — клеток печени, это значит, что орган разрушается.
Система антител, которая «плавает» в кровотоке и отражает состояние организма, называется иммунологический гомункулус (или вкратце — иммункулус). Этот термин предложен иммунологом Ируном Коэном по аналогии с неврологическим гомункулусом: если у человека, скажем, отнялась левая рука или нога, то неврологам известно, какой участок мозга поражён, — поскольку в мозгу есть неврологический гомункулус, который отражает анатомическую структуру нашего тела. Так и иммунологический гомункулус отражает его биохимию (взаимодействие молекул): если изменяется количество тех или иных антител, иммунолог может понять, какой орган даёт сбой.
Для мам и пилотов
В НАЧАЛЕ 80-х годов XX века американский учёный Виктор Дененберг провёл интересные опыты: плод здоровой мыши пересаживал мышке с нарушениями в иммунной системе, после чего рождались больные мышата. А пересаженный плод от самки с нездоровым иммунитетом в её здоровую соседку давал здоровое поколение. Это доказывает, что иммунитет матери — даже более важный фактор, от которого зависит здоровье малыша, чем гены родителей. Ненормальное количество антител может от мамы передаваться ребёнку и оказывать на него негативное влияние. Задача врача — ещё до наступления беременности определить, соответствуют ли показатели антител в организме женщины норме, чтобы в случае необходимости провести лечение, устранить сбои и потом зачать здорового ребёнка. А опираясь на анализы будущей мамы, можно дать прогноз, как будет развиваться малыш.
В начале 70-х годов на проблему иммунологического гомункулуса обратил внимание тогда ещё аспирант, а ныне доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина Александр ПОЛЕТАЕВ. Первые опыты на животных позволили ему выяснить, что, манипулируя антителами, можно воздействовать на мозг: ускорять или замедлять процессы обучения и памяти. Следующие исследования у людей с психическими заболеваниями показали: для каждого из них характерен повышенный уровень антител. То есть факт их влияния на функции мозга подтвердился. Это означало, что другие антитела способны аналогично влиять на работу прочих систем организма.
Сегодня, спустя 30 лет, можно с уверенностью говорить, что иммунологический гомункулус даёт картину общего состояния здоровья человека. «Пока мы можем определять несколько десятков антител, — рассказывает Александр Борисович. — А в идеале нужно иметь количественные данные по 30 тысячам или хотя бы по 200 антителам, чтобы получить представление о состоянии всего организма. Оперируя всего несколькими десятками, мы можем лишь определить, что в том или ином органе происходит патологический процесс. И на основе этих данных отправить человека к специалисту, чтобы он назначил дополнительные исследования, поставил диагноз и рекомендовал правильное лечение. Во многих случаях заболевание можно предотвратить». Знать, в каком состоянии организм, в особенности важно для людей, чьи профессии требуют повышенного внимания — пилотов, машинистов, диспетчеров и т. д. Они отвечают за человеческие жизни и должны быть уверены, что здоровье не подведёт.
Профилактическая медицина — штука полезная. Именно на неё сейчас стараются сделать упор в здравоохранении. Мы знаем, что необходимо периодически посещать специалистов, но на поход к каждому доктору нужно потратить время, выстоять очередь. Иммункулус мог бы облегчить процедуру диспансеризации: человек сдаёт один анализ, который показывает общую картину здоровья. И в зависимости от результата человек направляется к специалисту, чтобы тот поставил уже точный диагноз.
Пока поддерживать проект на государственном уровне чиновники не торопятся. Хотя затраты вполне реальны, учитывая, что оборудование для подобных исследований есть во всех крупных больницах. Нужны лишь специальные маркёры антител и человек, способный правильно расшифровать анализ. Если российские учёные сейчас не добьются поддержки — скорее всего, через несколько лет нам преподнесут «предсказание» заболевания как сенсацию с Запада. Но у неё будут совсем другие авторы и стоить такое исследование будет совсем других денег.