Украина приняла решение отказаться от размещения 10-летних еврооблигаций на 2 млрд долл. «Учитывая другие имеющиеся источники финансирования и позицию ликвидности, Министерство финансов приняло решение в настоящее время не проводить новую трансакцию», — поясняется в сообщении украинского Минфина. Отказ Украины от размещения еврооблигаций для UBR комментирует директор рейтингового агентства Виталий Шапран.
UBR: По результатам роад-шоу, Минфин отказался от размещения еврооблигаций. Это можно расценивать как провал, так как причной отказа могло быть только неудачное предложение по доходности?
В.Ш.: Изначально нужно было менять сами подходы к проведению роад-шоу. Вначале должна была идти работа с рейтинговыми агентствами. Ненобходимо было подготовить нормальные рейтинговые отчеты и дистанционно их распространить среди потенциальных инвесторов. И только потом проводить роад-шоу. Мы говорили об этом еще 5 лет назад. У нашего суверена крайне низкий рейтинг. И, если честно, не понятно, почему эта оценка сохраняется сегодня. Ведь мы имеем спекулятивную оценку. Пусть объяснят, почему сегодня у нас сохраняется этот спекулятивный рейтинг. Угроза дефолта ведь миновала. И сами международные рейтинговые агентства, в том числе и Fitch, недавно повысил свой рейтинг. Т.е. они признали, что вероятность открытого дефолта сведена к минимуму. По облигациям внутреннего государственного займа дефолта не будет. А его очень боялись.
UBR: Были ли размещения других стран с подобными оценками?
В.Ш.: Вот это очень интересно. На сегодня, та же Греция, имея рейтинг хуже чем у Украины и, фактически, объявив дефолт, провела на прошлой неделе емиссию облигаций на 1,6 млрд. евро. По ставке 4,15-4,35%. Украине такая ставка даже близко не снилась. Хотя мы все знаем, что в Греции дефолт произошел бы точно. Если бы не помощь Евросоюза. Это была бы большая «черная дыра». И в нее попало бы много банков, в том числе греческих, которые работают в Украине. Но этого не произошло, благодаря финансовой помощи ЕС. Т.е. был молчаливый тихий дефолт.
UBR: Но у нас же была не такая ситуация?
В.Ш: Да, у нас этого не было. Более того, у нас ситуация остается лучше, чем в Греции или в той же Албании, Латвии, Литве. У нас ситуация гораздо лучше. К тому же, по прогнозам МВФ, в следующие 3 года Украина должна отыграть потери ВВП, которые были в 2009 году. А это больше 15%. Т.е. мы можем через 3 года выйти на нулевой вариант. А вот страны Прибалтики, Албания, Греция не смогут в следующие три года «отыграть» кризис. Они будут 5-7 лет отрабатывать свои потери. А мы только три. У нас уже заметны первые положительные тенденции по промышленному производству, по росту ВВП. Т.е. если не будет никакой стрессовой ситуации осенью, как это обычно бывает в августе в финансовом секторе, то можно будет говорить о том, что не будет никакой второй волны кризиса. И можна будут говорить о полноценном восстановлении экономики, а не о поступательном восстановлении.
UBR: Те попытка проведения размещения была преждевременной? Надо было ждать до осени?
В.Ш.: До конца лета остается время для работы с инвесторами через рейтинговые агентства как наши, так и международные. Но Минфин эту практику не использует почему-то. Они относятся к нам….как чиновники. Недооценивают, наверное, или не понимают выгоду и перспективы.
UBR: Они могли рассчитывать, что на фоне положительных «меседжей» от МВФ, спрос будет большой?
В.Ш.: Я не считаю что МВФ одобрил кредит. Речь идет о том, что миссия рекомендовала утвердить. Но Совет директоров может иметь собственное мнение. И поэтому 28 июля нас могут ждать и неприятные сюрпризы. Это вопрос политический. Решение совета директоров оно не может прогнозироваться исходя из решения миссии. Но до 28 июля может что-то произойти и оттолкнуть Совет директоров от принятия положительного решиния. Второе, могут быть какие-то неувязки. Мы же не видели всего комплекса требований, предъявленных миссией. Они то поставили условие — «в случае исполнения их требований». Но успеет ли, и желает ли Кабмин их исполнить. Мы этого не знаем. Поэтому считать что кредит получен — нельзя. Это раз. Второе: ставка, о которой мы слышали, до 4 % годовых. Вроде бы 3,15%, не помню точно. Это очень низкая ставка. Зачем привлекать дорогие ресурсы под 8-12% когда можно взять у МВФ под очень низкую ставку. Это не рационально. Третье – следует дождаться осени и полноценного восстановления экономики. И на этапе восстановления требовать восстановления нормальных рейтингов суверена.
UBR: Вы сказали 8-12% годовых. Это доходность, которую нам предложили?
В.Ш.: Если у страны рейтинг спекулятивного уровня, то автоматически ее бумаги не попадают в разряд затребованных Пенсионными фондами, под размещение в страховые резервы на Западе. И это сбивает сильно на них спрос. А раз сбивается спрос, то соответственно, и ставка на них растет. Поэтому, учитывая наш спекулятивный уровень, нам и могли предложить доходность в районе 8-12%. Такой мог быть диапазон колебаний в зависимости от коньюнктуры рынка.
UBR: На что еще могли обратить внимание?
В.Ш.: На ситуацию с НДС-облигациями. Все видят, что происходит на рынке. У нас же был своеобразный дефолт по НДС. Те бумаги выпускают по долгам, которые все равно не смогли выплатить. Если есть хоть какой-то признак реструктуризации задолженности, то значит дефолт имел место. Просто он был проведен более цивилизованно и спокойно. Но мы еще не знаем, чем он закончился. Потому что эта реструктуризация растянулась на годы.
UBR: На что мы можем рассчитывать осенью в случае повторного выхода?
В.Ш.: Все зависит от уровня рейтинга. Если не удастся перебороть спекулятивную составляющую, то рейтинг не изменится, а такая вероятность есть. Нам предложат 10%. Может быть 8%. Но это если ставки упадут на международных рынках. На лучшие условия рассчитывать не стоит.
UBR: А если при єтом откажет МВФ?
В.Ш.: Не хочу даже такое предполагать.
|
Новости рубрики:
Les fabricants ukrainiens se sont vu attribuer 36 milliards de hryvnias dans le budget 2025
МВФ підвищив прогноз зростання ВВП України на 2024 рік Verkhovna Rada Considers Bill to Extend Moratorium on Bankruptcy of State-Owned Coal Mines Na Ukrainie wprowadzane są nowe kierunki ratownictwa medycznego: co zmieni się w 2025 roku? L'Ukraine met à jour les règles d'investissement dans la pêche : qu'est-ce qui change? Die kanadische Organisation Mriya Aid schickte die 30. humanitäre Fracht in die Ukraine The government paid 100 million hryvnias for creating working conditions for people with disabilities Sony planuje kupić media posiadające Kadokawę: Elden Ring może stać się częścią ekosystemu PlayStation |