• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • В.Антонов: «Украина имеет шанс одной из первых построить принципиально новую модель экономики»

    Опубликовано: 2010-06-14 11:57:07

    Встреча РБК-Украина с президентом «Концерна Галнафтогаз» Виталием Антоновым состоялась вскоре после заседания Совета регионов во Львове, до того, как общественности стала известна программа экономических реформ Президента Виктора Януковича. Постфактум, комментируя исчезновение из окончательной редакции программы пункта о борьбе с бедностью, В.Антонов отметил, что складывается впечатление, что эта идея пока не до конца осознана властью, как возможный краеугольный камень новой государственной идеологии. Несмотря на это, В.Антонов видит ряд перспективных задач, стоящих перед действующей украинской властью.


    РБК-Украина: Какое у Вас осталось впечатление от заседания Совета регионов при Викторе Януковиче во Львове?

    Виталий Антонов: Главное впечатление - я услышал идею, которая движет или может двигать, современной властью.

    РБК-Украина: Какую идею?

    В.А.: Президентом было озвучено: приоритетом нашей внутренней политики является борьба с бедностью, поскольку ничто так не унижает человека, как бедность. В этой фразе, на мой взгляд, отчетливо видна идея, которая может быть положена в основу нашего дальнейшего государственного развития. Ведь миром правят идеи. Почему для меня это важно? Потому что до сегодняшнего дня я не слышал из уст политиков ни одной внятной идеи, способной консолидировать наши цели и ресурсы. Идея борьбы с бедностью - экономическая, поэтому я ее разделяю.

    До сих пор в нашем обществе не наблюдалось четкого, структурированного процесса. Была идея независимости, которая уже материализовалась. Но продолжения этой идеи, производного от нее - не было.

    Более того, недавно мы замечали спонтанное выстраивание регрессивных идей. Например, увлечение темой Голодомора. Я не говорю, что о нем не надо вспоминать и исследовать - надо. Но выстроить консолидирующую идею на этой теме - не получится, потому что это детерминирует общество негативом и демотивирует будущие поколения. Общество нужно воспитывать на позитиве, искать консолидирующие моменты и это задача политиков.

    Мы должны смотреть в будущее. И борьба с бедностью, по моему мнению, - это пример и задача, устремленные в завтрашний день.

    РБК-Украина: Борьба с бедностью невозможна без реформ. Реформы, которые предлагает и ведет Кабмин Николая Азарова под кураторством Президента, насколько они адекватны мегазадаче под названием «Борьба с бедностью»?

    В.А.: В созидательном процессе могут быть издержки, поскольку любой процесс подразумевает под собой как позитивные подвижки, так и негативные. Самое главное - понимать, чего больше для общества в данном явлении, позитива или негатива. Поскольку это многофакторный процесс, не хотел бы акцентировать на отдельных категориях и давать им оценку. Ибо, что мы получим на выходе - это вопрос.

    Сегодня как никогда важна эмпирика. В современном хаотичном и непредсказуемом мире, когда все процессы обновляются примерно каждые три года, лишь опытным путем можно дать ответы на существующие вопросы.

    Сегодня задекларировано наполнение бюджета, к отсутствию которого предыдущая власть создала немало предпосылок. И это необходимый приоритет. А верные ли действия совершает нынешняя власть - покажет время. Здесь важно ощущать фактор времени, вовремя реагировать на изменения, если что-то пойдет неправильно. Это процесс творческий, в котором никто не скажет - чего нам ждать от тех или этих конкретных действий. Полагаю, если власть взялась за эти вещи, то и автоматически взяла на себя ответственность за последствия своих действий.

    РБК-Украина: Ответственность перед кем?

    В.А.: Перед нашим обществом и перед миром в целом. Последние годы во власти не было консолидированной позиции и можно было перебрасывать ответственность друг на друга - Президента на премьера, премьера - на парламент, парламента - на Президента. Все искали крайних, и общество к этому привыкло. Сегодня же обвинять некого. Если будет провал, то это будет тотальный провал, граничащий с крахом. Полнота власти налагает и полноту ответственности.

    РБК-Украина: Парирую словами классика: «Любая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

    В.А.: Согласен. Но, чтобы как-то ввести в цивилизованное русло это явление, цивилизованным миром придуман инструмент - демократия. Инструмент несовершенный, но лучшего никто пока не придумал. Демократия предполагает наличие конструктивной, квалифицированной, компетентной оппозиции. К сожалению, такого явления я сегодня у нас не вижу.

    При всем уважении к тем политикам, которые декларировали ценности «оранжевой революции», - они сами же их и нивелировали. И сейчас, даже находясь в оппозиции, они не могут найти консенсус-идею, которая будет их двигать. Они не могут даже найти человека, который квалифицированно пояснит, что плохого делает нынешняя власть.

    Идут пустые, часто граничащие с личностными оскорблениями, заявления. На этих уровнях - государственного, межгосударственного общения - не должно быть брутальности. Нужно соблюдать определенный уровень культуры общения, нельзя переходить на личности. Вудро Вильсон как-то сказал: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Верить и делать.

    РБК-Украина: У нас постоянно переходят на личности - это так. Но разве у нас в стране есть политические силы?

    В.А.: Вы наталкиваете меня на отрицательный ответ. У нас все еще нет консолидированных политических сил, которые руководствовались бы идеями. И тогда была бы борьба идей. А у нас идет борьба личностей, но нет борьбы идей.

    И, возвращаясь к началу разговора, подчеркну: мне нравится, что Президентом была озвучена определенная идея, идея борьбы с бедностью. Может, она еще не поднята официально на флаг действующей власти, но я был бы рад, если бы это было сделано, и идея борьбы с бедностью стала основополагающей идеей действующей власти.

    РБК-Украина: Какие структурные изменения в экономике Вы бы посоветовали, как член Совета инвесторов при Кабмине?

    В.А.: Первое. Пользуясь уроками кризиса, провести кардинальные реформы в сфере управления экономикой. Причем, перегиб палки в данном случае не будет иметь особого значения, главное - вовремя отреагировать, оперативно мониторя процесс. Должна быть группа аналитиков, которая сможет делать оперативные выводы и рекомендовать действия. Я уверен, что в Украине такой потенциал есть. Вспомним кстати школу академика Виктора Глушкова. Экономические законы проверяются только на практике.

    А теория гласит: кризис - лучшее время для перезагрузки экономики и качественных изменений. Нужно принять законы, которые до сих пор блокировались - Налоговый кодекс и снижение налогов, регуляторная система, корпоративное управление и т.д. Может казаться, что в контексте решения задач сегодня на сегодня решение этих вопросов и не так важно, но в перспективе отсутствие внятного решения по данным задачам - разрушительно для экономики и всей страны.

    РБК-Украина: Все-таки, расшифруйте понятие «перезагрузка экономики». Оно чересчур глобально. Какие пошаговые реформы стоит провести?

    В.А.: Одна из основ экономики государства - это регулирующие органы. Представим себе, как быстро вытащить страну из кризиса? Что бы я сделал, если бы был субъектом принятия решений, - отменил бы все запреты на предпринимательскую деятельность. Своеобразный новый НЭП. Работайте, приносите прибыль, обеспечивайте работой и зарплатой людей. А уже после этого посмотрел бы, что работает и что не работает - и начал бы с чистого листа, сделав полную перезагрузку. И на этом поле я бы строил общество и государство, не мудрствуя лукаво, перенимая опыт других стран. Западные страны прошли уже этот путь и нам нужно взять эти практики, применяя их у себя.

    РБК-Украина: Прямое перенесение чужого опыта не всегда работает.

    В.А.: Почему? В мире есть позитивный, а есть и негативный опыт. Потому мы, проанализировав их опыт, можем пройти тот же путь значительно быстрее и с меньшими потерями. Если мы говорим, что наш внешнеэкономический вектор направлен в сторону Европы, то ЕС живет по определенным правилам и давайте брать эти правила и имплементировать в нашу жизнь. Мы же не будем приняты в Евросоюз со своими непонятными им правилами, но только с теми, которые работают в ЕС.

    РБК-Украина: То есть, из мирового экономического опыта для нас наиболее приемлем европейский?

    В.А.: Так прямо сейчас я не могу сказать, что для нас сегодня наиболее адекватно. Но на данный момент нам надо стать сильными, патентными, перестать быть бедными родственниками. И перестать постоянно менять вектор с европейского на российский - и обратно. Россия всегда готова принять нас, но из-за своей слабости мы можем раствориться в этих объятиях. Нам нужен симбиоз всего позитивного из капитализма, социализма, современной исламской и даже китайской моделей экономики.

    РБК-Украина: Сильное государство подразумевает сильную экономику. На какие сектора экономики следует делать ставку, не считая металлургии и аграрного сектора, которые периодически локомотивом вытаскивают страну?

    В.А.: IT-технологии, что является будущим мира. У нас есть блестящие умы, которые еще не успели сбежать из Украины или умереть. В 60 гг. школа академика В.Глушкова была одной из самых передовых в мире. Поэтому нам нужно консолидировать научный, особенно молодой научный потенциал. Часто вижу, как молодой талантливый студент-выпускник может быть не хуже маститого научного кадра, который учился и проходил свое становление во времена СССР. Потому что сегодня концентрация и доступность информации значительно выше, чем во времена, когда училась старая профессура. Поэтому молодые, талантливые ученые - это те, кто нам сегодня нужны.

    И так действует весь мир - Силиконовая долина, ее аналог во Франции, Индия с ее оффшорным программированием, россияне с нанотехнологиями. Сейчас идет война умов, а не оружия. Это не афоризм, а действительность в мировом масштабе. Есть понятие экономической конкуренции не только между компаниями, но и государствами. И если мы будем рассматривать наше государство как корпорацию, то наши акции сегодня на международной арене в свете имевшихся негативных явлений, отсутствия позитивного PR, глубоко внизу.

    РБК-Украина: Быть сильным - это правильно. Но Евросоюз, Таможенный союз, дальневосточные объединения, попытки создать Североамериканский союз свидетельствуют об интеграционных тенденциях, стремлении создания надгосударственных образований. С кем слабая Украина может создавать такие объединения и с кем аналогичные объединения может строить сильная Украина?

    В.А.: В настоящее время, в условиях глобального кризиса, лучшие умы думают над тем, как мир будет жить дальше. Капиталистическая идея, на основе которой созданы экономические союзы западных стран, сейчас переживает не наилучшие времена. И те экономические преобразования, необходимые реформы провести в масштабе таких мегаобразований как ЕС, США или та же Россия будет очень сложно.

    Мы же сегодня имеем колоссальную возможность построить принципиально новую модель экономики, которая в силу размера нашей страны, и наличия разнообразной проблематики может быть прообразом будущей модели мира. Как экономической, так и общественной. Возможно, это наш уникальный шанс - попробовать построить новую модель будущего мира. Это большая и очень интересная задача.

    РБК-Украина: Но пока мы этим не занялись, другого пути, кроме капиталистического, похоже, для Украины нет. Из Ваших же слов следует вывод, что нам нужно поддерживать отношения с постсоветским пространством, дабы возродить то, что еще можно возродить.

    В.А.: Нам нужно возобновить прибыльные связи в постсоветском пространстве и поднять на этом экономику. Следует полностью пересмотреть законы, которыми сегодня регулируется экономика, отменив все, что мешает двигаться вперед. Необходимо восстановить класс мелкого собственника, потому что со времен Советского Союза, большевизма, мелкий собственник истреблен - такова была доктрина советской государственности.

    Но чтобы этот собственник вырос, нужно убрать запретительные системы, которые рождались следующим образом: сидят два чиновника и думают, что б такое придумать, чтобы им занесли? И делают определенный запрет таким образом, чтобы этот поток пришел к ним. Понятно, тот, кто в процессе, придет и занесет. А тот, кто еще не в процессе, - даже и не будет пробовать заниматься бизнесом, он даже не родится как мелкий собственник. И получается выжженная земля. Этими запретительными мерами мы убиваем саму основу своего развития.

    РБК-Украина: То есть, вместо того, чтобы заниматься пустопорожними разговорами о гипотетическом слиянии НАК «Нафтогаза Украины» и «Газпрома», нам нужно предложить совместный проект, например, по разработке Азовского и Черноморского шельфов?

    В.А.: Это конкретика формы. Я хочу посмотреть более четко в другом ключе. Когда прозвучало заявление о «Газпроме» и «Нафтогазе», то сразу начали говорить о поглощении. Но есть другие формы сотрудничества и мир давно это прошел. Мы можем заключить консорциумное соглашение - с определенными целями, задачами, без перелива собственности. Так же можем заключить аналогичное соглашение и с Европой. И незачем вступать в вечный брак ни с той, ни с другой стороной. ГТС остается у нас и работает на наши общие интересы - и Украины, и России, и Европы. Главное - правильно составить консорциумное соглашение.

    РБК-Украина: Мировое экспертное сообщество настаивает на том, что реанимация экономических связей с бывшим республиками СССР и странами третьего мира куда реальнее для Украины, нежели интеграция в ЕС, где нас не хотят и едва ли захотят видеть в обозримом будущем. В то же время, это приведет к усугублению технологического отставания - и мы застрянем в середине XX века.

    В.А.: Считаю, что мы востребованы в ЕС, но не сейчас. Потому что славянские этносы родственны европейцам. Но давайте представим - мы завтра в ЕС. Что в этом для нас негативного? Все украинцы поедут работать в Евросоюз, как это уже было со странами Восточной Европы. И в ЕС сейчас роль дешевой рабочей силы выполняют граждане Польши, Румынии етс. Когда Евросоюзу потребуются новые руки - то он примет новых членов в свои ряды.

    А что нужно нам от Европы? Лучшей жизни. Но какой конкретно лучшей жизни, об этом кто-то задумывался? Если четко сформулировать свои желания, то станет ясно, что нам нужно сделать для приближения к европейским жизненным стандартам, и какова цена этих изменений - для страны в целом и для каждого из нас. И только когда мы поймем реальную цену вступления в ЕС, можно двигаться в том или ином направлении. Так рождается экономическая программа развития и откуда, в какой, условно говоря, тумбочке брать ресурсы для реализации этой программы.

    РБК-Украина: По сути, это плата за вхождение в чужой бизнес. Насколько с этой точки зрения оправдано намерение действующей власти до конца года подписать соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС? Не получится ли как со Всемирной торговой организацией (ВТО), куда мы так долго стремились, а потом оказалось, что не учли массы негативных факторов данного шага?

    В.А.: Любая либерализация в плане торговых отношений всегда работает на плюс, повышая конкурентоспособность - и внутреннюю, и внешнюю. Если мы подпишем соглашение о ЗСТ, это означает, что европейские товары будут беспрепятственно попадать на наш рынок. Мы уже имели такой опыт, когда предыдущие правительства снимали таможенные барьеры. И у наших производителей появились хорошие товары, конкурентные и здесь, и в Европе. Мы достаточно сильны, чтобы сделать себе очередную шоковую терапию.

    РБК-Украина: Но метрологи уверены, что если к моменту подписания соглашения по ЗСТ Украина не приведет свои внутренние стандарты качества и систему их контроля в соответствие с европейскими, то через европейские компании, занимающиеся торговлей с третьими странами, наши рынки будут завалены некачественной продукцией. В то же время, европейские страны спокойно поставят заслон на пути нашего экспорта на том основании, что наша продукция не соответствует их стандартам. По сути, врата откроются в одну сторону.

    В.А.: А разве сейчас из-за дырявых границ к нам не попадают некачественные товары? И нет никаких заслонов, которые мы сможем установить на государственном уровне. Отечественные стандарты качества достаточно высоки. А когда нам приходит контрабандными путями неведомо что - из этой ситуации действительно нет выхода. Понятные прозрачные правила торговли рождают понятные и прозрачные правила контроля. Кроме того, в соглашении по ЗСТ есть и довольно жесткие пункты по контролю качества.

    Беседовал Антон Подлуцкий

    Инф. rbc.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.