Среди опознанных жертв авиакатастрофы самолета президента Польши под Смоленском есть два человека, которые не входили в списки пассажиров. Об этом сообщил источник в московском штабе по оказанию помощи родственникам погибших.
Кстати, МЧС РФ в среду уточнило данные по погибшим в авиакатастрофе польского самолета Ту-154М под Смоленском - это 97 человек, а не 96, как сообщалось ранее.
"На борту потерпевшего катастрофу Ту-154М находились 97 человек: 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Все они погибли", - сказал представитель управления информации МЧС России.
По данным министерства, опознаны тела 64 погибших. "Все 64 тела опознаны родственниками и близкими, процедура опознания остальных погибших продолжится в течение сегодняшнего дня", - сказал он.
В МЧС отметили, что после завершения процедуры опознания во вторник в Варшаву уже вернулась первая группа родственников погибших из 74 человек.
Сопровождение пока еще остающихся в Москве остальных родственников погибших, в том числе психологическое, сейчас обеспечивают 188 человек и 130 единиц техники, в том числе 65 специалистов МЧС России.
По словам представителя пресс-службы МЧС, на месте авиакатастрофы сейчас продолжаются следственно-поисковые мероприятия, к которым привлечено 406 человек и 58 единиц техники. На месте трагедии также работают 37 представителей следственных органов Польши.
К ликвидации последствий авиакатастрофы в общей сложности было привлечено 594 человека и 188 единиц техники, в том числе от МЧС России - 170 человек и 29 единиц техники, отметили в чрезвычайном ведомстве.
"Пассажиров перемолотило, как в гигантском блендере"
К слову, сама процедура опознания довольно сложная из-за жуткой катастрофы президентского Ту-154, который попросту развалился на куски. Наталья Шаповаленко работает в департаменте соцразвития администрации Смоленской области. "В ночь на 11 апреля наши сотрудники, у кого нервы покрепче, помогали работникам МЧС извлекать обломки самолета и тела погибших, - сказала Наталья. - Одни были очень сильно повреждены от удара самолета о землю. Знакомый врач, тоже привлеченный к работам, сказал нам, что пассажиров в этой чудовищной мясорубке перемолотило, как в гигантском блендере. Подъехать к месту падения лайнера нельзя - там роща, непролазная грязь и ребята все носили на себе, руками. Это ужасная трагедия... Светит солнце, а тогда, в день катастрофы, была сумрачная и ненастная погода. Как все-таки человек еще зависим от нее!.."
Василий Лукьянчук (родом из Житомирской области, на Смоленщине уже 30 лет) работает на предприятии Главснаба России. Он склоняется к версии об ошибке экипажа. "Там такой навороченный аппаратурой президентский лайнер, что в любую погоду должен сесть, - сокрушается Лукьянчук. - А рухнул как подкошенный... Мне позвонила оператор и сказала, что на предприятии свет отключился. А это самолет, задев деревья, порвал провода. Тут кабель на подстанцию идет. Как еще на дорогу не упал и заправок по обе ее стороны не задел - уму непостижимо".
Житель стоящей недалеко от аэродрома "Северный" многоэтажки Евгений Васильев тоже считает, что командира президентского самолета подвели беспечность или спешка - не рассчитал высоту при заходе на посадку. Вспоминает, что так же когда-то в районе аэродрома разбились два военных истребителя Миг-23.
"Пилот - заложник ситуации, - говорит Владимир, офицер российских ВВС. - Да, окончательное решение о посадке принимает лично командир корабля. Но тут или сам переоценил свои возможности, или же подчинился приказу пассажира №1 польского лайнера Леха Качиньского. В обоих случаях летчик останется крайним".
На территории, обтянутой ограничительными лентами, идет сбор фрагментов самолета. Чтобы вывезти крупные обломки, россияне засыпают песком и щебнем подобие дороги, чтобы к месту крушения мог подъехать транспорт. Пока обследуют только самые крупные из них - фюзеляж, крылья, закрылки, киль. Мелкие обломки обозначены только палочками с зелеными тряпочками с номерами "12", "13", "14". Шасси беспомощно обращены вверх. Всюду болото и талая вода. Спасатели угрюмые. Поблизости работает полевая кухня - работы сотрудники МЧС ведут круглосуточно.
Пилоты могли избежать катастрофы
За четыре дня проведенного расследования эксперты пришли к выводу, что пилоты самолета Ту-154М польского президента, разбившегося под Смоленском, до последнего момента могли избежать крушения, сообщает высокопоставленный источник, близкий к расследованию.
По его словам, проведенные следственные действия - реконструкция захода на посадку самолета президента Польши, а также результаты расшифровки бортового речевого самописца, - показали, что пилоты до последней секунды имели шанс избежать столкновения с землей, но допустили роковую ошибку.
Командир экипажа, несмотря на полученное предупреждение о плохой видимости в районе аэродрома "Северный", принял решение садиться. Во время снижения по глиссаде в условиях сильного тумана пилоты точно вышли на взлетно-посадочную полосу. Однако при подлете экипаж определил, что самолет не попадает в точку приземления, рассказал эксперт.
"В этот момент командир корабля и допустил роковую ошибку. Он включил форсаж, по неустановленной пока причине качнул самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом. В результате лайнер крылом зацепил макушки деревьев, после чего самолет потерял управление", - заявил эксперт.
По мнению участника расследования, если бы пилот, включив форсаж, начал просто набирать высоту по прямой, то были бы все шансы избежать столкновения с землей.
Польша получила "черный ящик" для собственного расследования
Военная прокуратура Польши проведет независимое расследование причин катастрофы Ту-154 под Смоленском с польской правительственной делегацией во главе с президентом страны Лехом Качиньским, заявил накануне глава ведомства Кшиштоф Парульский. В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин предложил польской стороне сообщить о трудностях, с которыми она сталкивается при расследовании авиакатастрофы, пообещав устранить все проблемы, пишет "КоммерсантЪ".
Российская сторона уже передала польским коллегам обнаруженный на месте катастрофы третий бортовой самописец. Он будет расшифрован в Польше с участием экспертов из РФ. Тем временем российские специалисты приступили к расшифровке двух основных "черных ящиков" Ту-154, которая должна завершиться к концу недели.
"Сейчас проводится синхронизация показателей самописцев, речевого и параметрического, и идентификация звуков и шумов в кабине", - сообщил накануне вице-премьер РФ Сергей Иванов. По его словам, предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев показал, что взрыва и пожара на борту самолета не было, а двигатели были работоспособны до столкновения с землей.
На самом месте катастрофы продолжаются следственные действия. На осмотр места ЧП понадобится еще три-четыре дня, поскольку "многие вещественные доказательства и фрагменты оказались глубоко погруженными в землю", пояснил глава СКП Александр Бастрыкин.
На месте крушения самолета найдены еще более двадцати фрагментов тел, а также семь пистолетов, принадлежавших сотрудникам службы безопасности польского президента, рассказал он. "Часть предметов и ценных вещей осмотрена и передана польской стороне", - отметил Бастрыкин. При этом он добавил, что "проблем в обеспечении взаимодействия с польскими следователями нет".
Поляки извиняются за резкие слова
Депутат польского сейма Артур Гурский, чьи слова о причастности российской стороны к авиакатастрофе под Смоленском вызвали волну возмущения, принес руководству РФ свои извинения. В свое оправдание он заявил, что это заявление было сделано "в состоянии глубокого шока".
Артур Гурский объяснил, что интервью польским журналистам, в котором он и сделал это предположение о вине России в гибели президента Польши, было дано еще в поезде по дороге в Смоленск спустя несколько часов после известия об авиакатастрофе. "И все, что я тогда сказал журналистам, было сказано под влиянием двух эмоций - убийственного отчаяния и растерянности", - подчеркнул Гурский.
Отозвать этот материал из публикации депутату помешали "хлопоты", связанные с гибелью главы государства. Свои извинения Гурский принес на страницах двух изданий: российской "Новые известия" и польской Nasz Dziennik.
Между тем его слова о том, что крушение самолета было спровоцировано Россией, вызвало негодование не только российской, но и польской стороны. Партия "Гражданская платформа", возглавляемая премьер-министром Польши Дональдом Туском, расценила эти слова "как удар в спину".
"Скандал, скандал и еще раз скандал. Когда обозначилось действительное сближение двух народов, увы, взявшее отсчет от момента трагедии под Смоленском, эти высказывания пана Гурского партия "Гражданская платформа" оценивает как удар в спину. И от кого? От коллеги по парламенту, от поляка", - отметил Анджей Халицкий, председатель комиссии по иностранным делам партии.
Он не стал судить однозначно, что побудило Гурского сделать эти заявления - "глупость или же спланированная акция", но подчеркнул, что депутаты сейма были возмущены таким поведением своего коллеги. Кроме того, Халицкий обратился к российскому руководству и россиянам со словами благодарности за "сердечное участие" в этой трагедии.
"Убежден, что подобные "умозаключения" отдельных недоброжелателей не омрачат наши отношения и не станут преградой на пути долгожданного сближения наших народов", - подчеркнул Халицкий.
От заявления Гурского как представителя партии "Право и справедливость" сразу отказались его однопартийцы, подчеркнув, что это только его личное мнение. "Это ни в коем случае не позиция партии, прошу это отметить. Мы искренне благодарны российской стороне за те сочувствие и участие, которые российский народ и руководство страны оказывают Польше в эти трагические дни, за ту помощь, которую Москва нам оказывает", - заявил пресс-секретарь самой партии Мартин Плошчак.
Напомним, что в своем скандальном интервью Гурский заявил, в частности, что Москва несет не только моральную ответственность за трагедию под Смоленском. Он предположил, что Россия не хотела видеть на церемонии в Катыни польского президента, чтобы якобы не затмевать ранг встречи премьеров двух стран, которая состоялась несколькими днями ранее.
Как сообщал MIGnews.com.ua, Ту-154 президента Польши разбился под Смоленском утром 10 апреля. Причины авиакатастрофы пока не установлены. Версия о технических неполадках была исключена, предполагается, что авария могла произойти из-за ошибки пилота.
Всего в катастрофе Ту-154, на котором президент Польши Лех Качиньский направлялся на траурные мероприятия в Катыни, погибли 96 человек, в том числе и он сам.
Ранее стало известно, что президент Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньская будут похоронены в замке Вавель в Кракове 18 апреля.
В связи с авиакатастрофой под Смоленском в Польше объявлен семидневный траур. Обязанности президента страны временно исполняет спикер Сейма Бронислав Коморовский. Досрочные выборы нового главы государства должны состояться в течение ближайших двух месяцев.
Инф. mignews.com.ua
e-news.com.ua