Начало недели было ознаменовано стремлением рынка к укреплению украинской национальной валюты. Однако Национальный банк Украины, в соответствии с нашими ожиданиями, подтвердил свою приверженность удержанию гривни у рубежа 8,0 грн.
Начало недели было ознаменовано стремлением рынка к укреплению украинской национальной валюты. Однако Национальный банк Украины, в соответствии с нашими ожиданиями, подтвердил свою приверженность удержанию гривни у рубежа 8,0 грн./$ и уже во вторник вышел с интервенцией в поддержку доллара. Три дня подряд украинский центробанк выходил на рынок с заявкой на покупку иностранной валюты по курсу 7,98 грн./$, то есть на копейку ниже официального курса.
Такая линия поведения Национального банка «заморозила рынок». Котировки участников торгов зафиксировались на заявленном регулятором уровне, причем спрэд между курсами покупки и продажи минимизировался до трети копейки.
НБУ8 грн./$ до конца года
На сегодняшний день налицо все признаки того, что НБУ вернулся к излюбленной политике де-факто фиксированного валютного курса. При этом в текущем году фундаментальные факторы уже будут благоприятствовать проведению такой политики (в отличие от большей части 2009 года). В частности, если Украине удастся получить очередной транш от МВФ (что, очень вероятно, произойдет весной 2010 года), то в 2010 году дефицит финансового счета платежного баланса составит лишь $0,5 млрд., а дефицит текущего счета также ожидается на уровне $0,5 млрд. Совокупная «прореха» во внешнем балансе страны, таким образом, составит лишь $1 млрд. (тогда как в 2009 году она составила $6,7 млрд.), что является вполне подъемным для страны и не потребует корректировки курса ради выправления платежного баланса.
Таким образом, на сегодняшний день наиболее вероятным сценарием развития событий представляется удержание Нацбанком курса на уровне 8,0 грн./$ до конца года. Такая политика де-факто фиксированного курса является хорошо испытанной и удобной для НБУ. Регулятор готов снова сделать курс «якорем стабильности» (как это было в течение докризисных 2005-2007 годов) и регулировать денежно-кредитную сферу посредством управления денежной массой. В условиях сохраняющегося активного роста цен на продукты питания (во многом обусловленного не столько фактором спроса, сколько фактором издержек) и перспективы массивного повышения административно регулируемых тарифов Нацбанк вряд ли будет осуществлять в 2010 году переход на политику инфляционного таргетирования (когда курс становится инструментом контроля инфляции, но не самоцелью).
Риски стабильности
Конечно же, для этого сценария существуют факторы риска. Во-первых, ожидаемые перестановки в руководстве НБУ могут привести к демонстративным движениям курса. Во-вторых, многое зависит от бюджета-2010: какой дефицит будет в него заложен и какие методы будут избраны для его финансирования, а также какой будет структура бюджетных расходов. В-третьих, насколько объемным будет сотрудничество государства (через государственные банки) и НБУ в контексте стимулирующих кредитов рефинансирования (регулируются недавно вступившим в силу постановлением НБУ №47). Если НБУ и правительство пойдут на согласованную масштабную эмиссию, не сопровождающуюся связыванием вброшенных в экономику средств, курс может снова выйти из-под контроля.
Алексей БЛИНОВ, экономист Astrum Investment Management
Инф. delo.ua
e-news.com.ua