Депутат Европарламента Маркус Фербер в интервью РБК-Украина в довольно дипломатичной, но в то же время недвусмысленной форме рассказал об отношении Европейского Союза к потенциальному членству Украины, к заключению соглашения о зоне свободной торговли, о возможных перебоях с транзитом газа. М.Фербер является членом самой влиятельной партии Европарламента - Группы Европейской народной партии (The Group of the European People's Party), и сопредседателем национальной делегации от Германии, самой многочисленной в этой партии
РБК-Украина: Как Вы в целом оцениваете экономические и политические связи между Украиной и ЕС за последние годы? Для Вас Киев находится ближе к западной или восточной границе?
М.Ф.: С 2005 г. существует план действий, согласно которому должно происходить постепенное сближение со стандартами ЕС. Партнерские связи между ЕС и Украиной в сферах экономики, торговли, энергетической безопасности, науки или культуры, в последние годы стали, на самом деле, интенсивнее. И это стоит только приветствовать.
РБК-Украина: Чего не хватает в этих отношениях? Не считаете ли Вы, что украинцы часто надевают розовые очки, когда говорят о вступлении в ЕС?
М.Ф.: Понятно, что для страны членство в ЕС связано со многими экономическими преимуществами. Взять, например, открывающиеся новые экспортные возможности. Но, конечно, вступление в ЕС не является главным решением всех внутригосударственных проблем, которые под силу побороть только самой стране. Поэтому сначала необходимо соответствовать многим экономическим и политическим критериям, чтобы вообще начать переговоры о вступлении. И конечно, будет постоянно происходить проверка того, выполняет ли страна заданные Евросоюзом параметры. Самотек при вступлении в ЕС точно невозможен.
РБК-Украина: Европейский Союз готов к различным исходам президентских выборов в Украине, например, к тому, что здесь Россия будет играть первую скрипку?
М.Ф: Ответ на вопрос ориентации Украины должен быть получен внутри Украины. Вмешательства ЕС не будет.
РБК-Украина: Лучше ли для Украины, что в последние годы отношения между Россией и Германией стали намного теплее. Почему происходит это потепление?
М.Ф.: Мы ведем конструктивный, но совершенно критический диалог. Да, немецко-российские отношения развиваются очень позитивно для обеих сторон. За этим стоят как политические, так и экономические интересы. Германия для России является одним из наиболее важных торговых партнеров в Европе, и Германия со своей стороны имеет значительный интерес в том, чтобы Россия была интегрирована в европейские структуры. Поскольку Украина географически находится между двумя странами, то она, естественно, выигрывает от отношений сотрудничества двух торговых партнеров, поэтому Украина, образно выражаясь, не должна переходить на сторону кого-то одного.
РБК-Украина: Провокационный и недипломатичный вопрос: кто является наилучшим кандидатом в президенты в Украине для ЕС?
М.Ф.: Этого я не могу Вам сказать. Выбор президента - это демократическое решение украинского народа.
РБК-Украина: Что означают последние парламентские выборы в Германии для Украины? Ангела Меркель является известным скептиком быстрого вступления Украины в ЕС. При этом говорят, что партия FDP Гидо Вестервеллера имеет более благоприятное отношение к Украине.
М.Ф.: Независимо от выборов в Германии, страна должна соответствовать политическим и экономическим критериям для вступления в ЕС, для того, чтобы начались переговоры. Нельзя забывать также, что со стороны ЕС необходимо определиться с таким критерием, как способность принять новых членов. В этом я полностью согласен с канцлером Ангелой Меркель: после последних расширений Европе необходимо снова консолидироваться. Поэтому приема новых членов со скоростью, с которой это происходило в последние годы, может, и не быть, поскольку от недееспособного, стесненного Европейского Союза не выиграют ни старые, ни потенциальные новые страны-члены ЕС.
РБК-Украина: Украина очень близка к подписанию соглашения о свободной торговле с ЕС. Наше правительство даже собирается это сделать до президентских выборов. Как Вы считаете, является ли приемлемым такой темп или Украина с такой скоростью подписания может потерять что-то важное в условиях соглашения?
М.Ф.: Речь совершенно не идет о том, чтобы перетягивать канат над столом переговоров. Напротив, Украине предоставляется шанс расширить международное движение своих товаров, усилить конкурентоспособность и демократический процесс. Обе стороны выиграют от заключения соглашения о зоне свободной торговли, вне зависимости от того, с какой скоростью оно заключается.
РБК-Украина: Европейское сельское хозяйство поддерживается государством намного лучше, чем украинское. Существует ли возможность того, что производители в обеих странах будут находиться в одинаковых условиях? С другой стороны, существует значительная угроза того, что не все украинские сельскохозяйственные предприятия смогут выдержать конкуренцию в новых условиях.
М.Ф.: Сложно сказать, поскольку в настоящий момент сложно оценить, как будут развиваться украинские сельхозпредприятия.
РБК-Украина: Верите ли Вы, что в этом году конфликт между Украиной и Россией относительно поставок газа может повториться?
М.Ф.: Здесь и сейчас я не могу окончательно ответить на этот вопрос. Но Европейский Союз приложит все возможные усилия, чтобы этого не произошло снова.
РБК-Украина: Какие шаги предпринимает ЕС, чтобы избежать непредусмотренных перебоев с поставками газа? Верите ли Вы, что эти меры будут действенны?
М.Ф.: Если снова будут сбои с поставками, то ЕС из-за недостаточных полномочий не сможет играть какую-либо иную роль, кроме как роль посредника. Но если также экономические обоснования для конфликта будут приводиться, нельзя исключать возможность политической плоскости вопроса.
Давайте посмотрим, что же стоит за проблемой: ЕС является зависимым от импорта энергоресурсов из третьих стран, и это нам снова и снова наглядно демонстрируют. Поэтому Евросоюз в долгосрочном периоде должен диверсифицировать источники энергоресурсов и пытаться, использовать как можно больше различных источников энергии.
РБК-Украина: Как будут поддерживаться отношения с Украиной, в то время, пока реализуются проекты Nabucco и «Южный поток», и тогда, когда они будут построены? Уменьшится ли тогда роль Украины на международной арене?
М.Ф.: ЕС придает, естественно, все большее значение интенсивным и плодотворным отношениям с восточными партнерами. И будущая роль Украины также зависит не в последнюю очередь от того, что Украина сама для этого делает.
Беседовал Роман Тополюк
Инф. rbc.u
e-news.com.ua