Со дня вступления в силу нашумевшего закона об акционерных обществах прошло больше полугода, а из 30 тыс. акционерных обществ, действующих в Украине, реорганизацию прошли меньше сотни.
Одним из ключевых требований закона об акционерных обществах является реорганизация открытых и закрытых акционерных обществ (ОАО и ЗАО) в публичные и частные (ПАО и ЧАО). «По нашим данным, статус публичных и частных АО на сегодня приобрели более 80 компаний», - сообщила «ДЕЛУ» юрист департамента слияний и поглощений и корпоративного права юридической компании Magisters Александра Евстафьева. Столь мизерное количество перерегистрировавшихся АО объясняется тем, что в законе об акционерных обществах установлен переходной период – два года, - в течение которого компании должны получить новый статус. По данным «ДЕЛА», подавляющее большинство случаев реорганизации зафиксировано в банковском и страховом секторах, при этом соотношение публичных АО к частным - приблизительно 2:1.
«Около 40 банков уже перерегистрировались. Такая активность объясняется тем, что банки, которые существовали в форме ЗАО или ООО, должны были реорганизоваться в публичные АО до 4 октября 2009 года (согласно закону «О банках и банковской деятельности». — «ДЕЛО»). Остальные же, то есть те, которые существуют в форме ОАО, могут оставаться таковыми максимум до 29 апреля 2011-го» — объясняет Евстафьева. Второе место держат страховые компании — перерегистрировавшихся уже около 15, причем большинство из них — частные акционерные общества.
Нужен капитал — меняйте статус
Главная причина, по которой финансовые учреждения сейчас активно меняют статус, — это необходимость докапитализироваться. Дело в том, что, согласно закону, без реорганизации финучреждения не могут увеличить уставный капитал, так как обязаны выдерживать нормативы (например, норматив адекватности капитала). «Согласно разъяснению Госкомиссии по ценным бумагам (ГКЦБФР) к закону «Об акционерных обществах», АО, которое приняло решение об увеличении уставного капитала после даты вступления в силу закона, обязано до увеличения уставного капитала привести свою деятельность в соответствие с его требованиями», — объясняет заместитель председателя правления Мегабанка Дмитрий Комарков. Если же, например, банк увеличит уставный капитал без перерегистрации в ПАО, Госкомиссия по ценным бумагам просто не зарегистрирует новую эмиссию акций.
Поэтому обычно акционеры банков одобряют увеличение уставного фонда и преобразование в ПАО на одном и том же собрании. Так, например, поступили владельцы акций Райффайзен Банка Аваль и Мегабанка. Также уже преобразовались в ПАО Индустриалбанк, банк «Дельта», Захид-инкомбанк, Донгорбанк, Банк Ренессанс Капитал, Имэксбанк, ПриватБанк и другие. Для сравнения, с конца апреля, когда закон «Об акционерных обществах» вступил в силу, о своей реорганизации публично объявило всего несколько компаний нефинансового сектора. Это концерн «Галнафтогаз», «Лукойл-Одесский НПЗ» и государственная акционерная компания «Титан».
законНе реорганизация, а трансформация
Представители самих компаний, прошедших перерегистрацию, отмечают, что никаких преимуществ, кроме разве что возможности получить дополнительные финансовые вливания от акционеров, от реорганизации не получили. «Мы лишь соблюли норму закона, не более, — признает Дмитрий Комарков. — Говорить о преимуществах реорганизации банка, например в глазах иностранных инвесторов, не стоит, поскольку, выбирая себе в партнеры Мегабанк, им было безразлично, является он открытым или публичным акционерным обществом». Более того, юристы даже предпочитают не использовать в данном контексте слово «реорганизация». «С подачи Госкомиссии по ценным бумагам и при поддержке Госкомпредпринимательства ОАО и ЗАО становятся публичными и частными АО через обычную процедуру смены наименования, что не предполагает реорганизации в понимании Гражданского и Хозяйственного кодексов, — объясняет Евстафьева. — Лучше в этом случае оперировать словом «трансформация».
Основными причинами, по которым переход акционерных обществ к ПАО и ЧАО осуществляется так медленно, являются юридические нестыковки в законе и желание выдержать отведенную по закону паузу. В надежде, что некоторые нормы будут изложены или разъяснены в выгодном контексте. Например, со вступлением в силу закона «Об акционерных обществах» акционеры ЗАО утратили важное для них преимущественное право выкупать акции, продаваемые другими акционерами (статья 81 Хозяйственного кодекса). Такая возможность передается логичному «преемнику» ЗАО — частным акционерным обществам. Однако стать таковыми могут только ЗАО, количество акционеров которых не превышает 100. «Соответственно, не имея шансов стать частными АО, ЗАО с большим количеством акционеров заинтересованы подольше оставаться в «старой» ипостаси, чтобы сохранить нормы о преимущественном праве хотя бы в уставах», — отмечает Евстафьева.
Согласно закону «Об акционерных обществах», основным общим требованием к публичным и частным АО остается минимальный размер уставного капитала на момент создания — 1250 минимальных зарплат. Частным АО не может стать ОАО или ЗАО, количество акционеров которого превышает 100. Основными требованиями к ЗАО являются: только закрытое размещение акций; возможность предусмотреть преимущественное право акционеров и самого общества на покупку акций, продаваемых другим акционером, и др. Для публичных АО: как открытое, так и закрытое размещение акций; обязательный листинг на бирже и годовой аудит; избрание наблюдательного совета только путем кумулятивного голосования; обязательная веб-страница и пр.
Комментарий эксперта
Cоветую не спешить с выполнением требований закона, по максимуму используйте переходной период
Компания «Галнафтогаз» — одно из немногих предприятий в промышленном секторе, которое уже трансформировалось в публичное акционерное общество. Начальник юрдепартамента компании Роман Сывый, тем не менее, советует другим АО подождать с преобразованиями, если в этом нет крайней необходимости.
Главной причиной, по которой «Галнафтогаз» так быстро преобразовался из ОАО в ПАО, является, как и в случае с банками, необходимость нарастить капитал?
Безусловно. Так как мы планируем увеличить уставный фонд, то были вынуждены осуществить переход к ПАО. Ведь несмотря на то что закон «Об акционерных обществах», вступивший в силу 30 апреля, устанавливает переходной период в два года для действующих ОАО и ЗАО, он предусматривает ряд случаев, когда компании необходимо провести перерегистрацию. Это — изменение размера уставного капитала, эмиссия ценных бумаг и деноминация акций. Если бы мы увеличили уставный фонд без перерегистрации, Госкомиссия по ценным бумагам просто не зарегистрировала бы допэмиссию.
Если бы не необходимость в докапитализации, пошла бы компания на реорганизацию так быстро?
Думаю, что нет, так как закон — несовершенен и непродуман, поэтому лучше дождаться окончания отведенных двух лет переходного периода для получения разъяснений по спорным вопросам. Стоит принять во внимание и тот факт, что нам провести перерегистрацию из ОАО в ПАО было несложно, так как мы давно соответствуем критериям публичного акционерного общества.
Какие преимущества принес компании переход к ПАО?
Никаких. Большинство тех новшеств, которые содержит в себе закон «Об акционерных обществах», у нас уже были введены.
Сколько времени заняла процедура перерегистрации?
На саму перерегистрацию пришлось потратить всего лишь один день — эта процедура очень проста. В Госреестре просто нужно изменить наименование компании. Но процедура разработки и подготовки для ПАО нового устава, новых внутренних документов и процедур — трудоемкая и занимает намного больше времени. Например, наши специалисты, учитывая многочисленные коллизии и пробелы закона, а также отсутствие соответствующей правоприменительной практики, работали около трех месяцев.
На какие основные недостатки закона «Об акционерных обществах» вы бы обратили внимание?
Во-первых, он делает порядок функционирования акционерных обществ довольно-таки зарегулированным. К тому же в процедурных моментах этого закона кроется множество недостатков, коллизий и пробелов. Во-вторых, он неаккуратно подготовлен: я еще не видел нормативного акта, в котором было бы столько стилистических и грамматических ошибок, не говоря уже о юридических нестыковках. Поэтому проблема для компаний, которые осуществляют переход в ПАО или ЧАО, состоит в том, чтобы тщательно подготовить всю внутреннюю документацию — устав, положение об органах общества, кодекс корпоративного управления. Юристам нужно серьезно работать над каждой нормой, чтобы потом, например во время юридического аудита, не оказалось, что компания некорректно по отношению к новому закону осуществляла свою деятельность.
Какие наиболее противоречивые нормы в законе вы бы отметили?
Например, в одной статье закона говорится о том, что общее собрание акционеров бывает или годовым, или внеочередным. А в другой сказано, что «наблюдательный совет общества принимает решение о проведении очередных и внеочередных собраний», то есть вводится новый термин — «очередные собрания». Еще одна нестыковка: в законе отмечено, что решение об аннулировании выкупленных акций общества относится к компетенции общего собрания акционеров. Но в другой статье закона говорится, что этим вопросом занимается набсовет. Или: статья 33-я закона указывает, что общее собрание акционеров выбирает главу и членов ревизионной комиссии. Вместе с тем в разделе, который регулирует порядок деятельности ревизионной комиссии, говорится, что глава ревизионной комиссии избирается самой комиссией.
Этот закон позиционировали как антирейдерский. Но есть много нареканий на то, что он содержит нормы, наоборот, обостряющие проблему рейдерства…
Это действительно так. Например, в соответствии с частью 7 статьи 38 закона суд может обязать общество провести общее собрание акционеров. Закон предоставляет ряд диверсионных возможностей по срыву процедуры регистрации акционеров на общем собрании, определяет основания обжалования решений общего собрания.
Чтобы вы рекомендовали другим акционерным обществам, намеревающимся сейчас преобразоваться в публичные или частные общества?
Во-первых, если есть возможность, повременить с этим. Лучше переходить к ПАО или ЧАО во втором полугодии 2010-го. За это время закон могут доработать, а ГКЦБФР может выдать подзаконные акты, которые разъяснят спорные вопросы. Кроме того, тогда у предприятий будет накоплен опыт «первопроходцев», таких как мы.
Владимир Вербяный
Инф. delo.ua
e-news.com.ua