Независимость центрального банка считалась в западных экономических кругах непреложным условием. Кризис поколебал эту уверенность — и не где-нибудь, а в финансовом центре мира: под угрозой независимость Федеральной резервной системы США.
Член палаты представителей конгресса Рон Пол, республиканец из Техаса, около 30 лет борется за ликвидацию ФРС, но до недавнего времени его усилия мало у кого вызывали интерес. Однако изданная в сентябре книга Пола End the Fed ("Покончить с ФРС") вошла в список бестселлеров, с таким лозунгом на улицы стали выходить демонстранты.
С этим надо кончать
Внесенный Полом законопроект о проведении аудита ФРС поддерживает более 2/3 конгрессменов (правда, сенат относится к нему более настороженно). Они могут печатать деньги из воздуха и действовать в интересах крупных компаний. Такая политика создает экономические пузыри, заявляет Пол. Многие политики и экономисты обвиняют ФРС в надувании кредитного пузыря: в 2003-2004 гг. она, тогда еще под руководством Алана Гринспэна, слишком долго держала процентную ставку на уровне 1%.
Позволить конгрессу оценивать действия руководителей ФРС по проведению денежно-кредитной политики — значит поставить под вопрос их независимость и способность при необходимости повышать ставки, возражают в центробанке: это может подорвать доверие участников рынка, спровоцировать инфляцию, привести к росту стоимости заемных средств для правительства, компаний и потребителей. "В итоге это подорвет экономическую стабильность и процесс создания рабочих мест", — заявил в сентябре на парламентских слушаниях главный юрисконсульт ФРС Скотт Альварез. Это вызовет беспокойство у правительств других стран: их валютные свопы с ФРС станут известны конгрессменам, добавил он.
Способность ФРС печатать деньги нарушает дух конституции, утверждают сторонники Пола: ничем не обеспеченные бумажные деньги угрожают цивилизации, позволяя правительствам финансировать войны и провоцируя финансовые кризисы. Они считают, что гигантское вливание ликвидности во время нынешнего кризиса спровоцирует высокую инфляцию, и не верят заявлениям председателя ФРС Бена Бернанке и его коллег, что те смогут вовремя свернуть программы стимулирования. "ФРС уничтожает сама себя. Ситуация в экономике будет гораздо хуже, и доллару будет гораздо хуже", — говорит Пол.
В результате антикризисных мер активы на балансе ФРС удвоились и превысили $2 трлн. Для неизбранного, недемократического государственного института у ФРС слишком много власти, считают некоторые законодатели.
Согласно законопроекту аудировать ФРС будет Контрольное управление конгресса (GAO). Сейчас закон запрещает ему проводить ревизию решений ФРС по процентным ставкам и кредитам, которые она предоставляет банкам; GAO, однако, может проверять большинство прочих операций, таких как надзор за банками и защита потребителей.
Дело и слово
Большие нарекания законодателей вызвало спасение Bear Stearns в марте 2008 г.: ФРС, не имевшая контроля над инвестбанками, согласилась выдать гарантии от убытков по активам Bear Stearns на $29 млрд, чтобы его смог купить JPMorgan Chase. В сентябре ФРС пришлось спасать также неподконтрольного ей страховщика AIG; условия предоставления десятков миллиардов долларов впоследствии несколько раз менялись. Кризис не оставлял ФРС времени обращаться в конгресс за разрешением, объяснял Бернанке: спасать эти финансовые институты требовалось немедленно.
ФРС кредитует банки в рамках программ по поддержанию ликвидности с тех пор, как из-за кризиса перестали нормально функционировать кредитные рынки. Центробанк отказывался сообщать имена получателей кредитов, что побудило агентство Bloomberg через суд потребовать раскрытия этих данных в соответствии с законом о свободе информации. В августе суд решил, что ФРС должна назвать имена получателей кредитов или раскрыть объем активов, полученных как залог.
Под давлением законодателей и общественности ФРС приоткрыла завесу тайны и стала ежемесячно публиковать свой баланс, по-прежнему не указывая получателей кредитов. Председатель комитета по финансовым услугам Барни Фрэнк считает, что ФРС должна сообщать, кто получает от нее деньги и ценные бумаги — с задержкой во времени, чтобы избежать краткосрочного влияния этой информации на рынки. Фрэнк намерен включить это требование в законопроект. "У финансовых институтов нет права приходить в федеральное агентство, занимать деньги и вечно держать это в тайне, — заявил Фрэнк на слушаниях в комитете. — Мы не хотим, чтобы государственные органы покупали и продавали ценные бумаги так, чтобы об этом никто никогда не знал".
Многие политики и регуляторы считают, что у ФРС надо отнять и полномочия по защите потребителей (потому что она оказалась не способна их исполнить) и не давать ей новых — по надзору за системными рисками (это должны делать другие ведомства, например минфин). Представленный в июне план Белого дома по реформированию системы финансового регулирования предполагает создание специального агентства по защите финансовых прав потребителей и наделение ФРС полномочиями системного регулятора.
ФРС может лишиться и банковского надзора. По плану Белого дома из четырех регуляторов останутся три. Председатель банковского комитета Крис Додд, выступает за более радикальную консолидацию надзора.
Неподконтрольные технократы
"Вне всякого сомнения, ФРС десятилетиями была слишком скрытной без объективных к тому причин, — говорит профессор экономики Принстонского университета Алан Блайндер, бывший зампред ФРС. — ФРС вела себя высокомерно в 50, 60, 70 и 80-е гг.".
Он вспоминает, что до 1995 г. ФРС даже не сообщала после заседания по процентным ставкам, были ли они изменены. Как можно устанавливать ставки и не говорить об этом людям, сокрушается он.
Многие экономисты призывают политиков не вмешиваться. "Конгресс должен быть очень осторожен в попытках изменить взаимоотношения с ФРС, чтобы не повлиять на ее независимость, реальную или воспринимаемую таковой (участниками рынка), — говорит Марк Занди, главный экономист Moody's Economy.com. — Инвесторы особенно чувствительно относятся к тому, что на ФРС может быть оказано (политическое) давление монетизировать весь создающийся сейчас долг. Главная сила нашей финансовой системы — это независимость ФРС".
Пока нет признаков того, что иностранные инвесторы отказываются от покупок американских казначейских облигаций: ставки по долгосрочным бондам остаются чрезвычайно низкими (3,3% по 10-летним бумагам). Если конгресс начнет вмешиваться в денежную политику, инвесторы испугаются, что от ФРС будут требовать удержать краткосрочные ставки низкими, чтобы поддержать выход из рецессии; тогда долгосрочные ставки вырастут на опасениях инфляции, увеличив долговую нагрузку на "поколения американцев", предупреждает Бернанке.
Рынок обеспокоен угрозой независимости ФРС, отмечает Марк Клифф, главный экономист ING Financial Markets: если это случится, инвесторы действительно могут начать выходить из казначейских облигаций, из доллара. "Но я не думаю, что это случится, — говорит он. — Давление конгресса — это скорее противодействие идее администрации президента дать ФРС больше власти в части надзора за системными рисками".
Напряженность вызвана дискуссией о том, какими должны быть задачи и полномочия ФРС, добавляет Клифф. Руководители ФРС и других центробанков думают о том, стоит ли им при проведении денежной политики больше, чем прежде, учитывать динамику цен активов (Гринспэн считал, что не дело регулятора следить за надуванием пузырей). На рынках полагают, что какой-то независимый орган должен за этим следить, говорит Клифф.
Во внутренние споры вмешался президент Всемирного банка Роберт Зеллик. "Центробанки оказались неспособны бороться с рисками в новой экономике, — заявил он. — В 1980-е гг. им удалось укротить инфляцию, но большинство решило, что трудно выявить и сдержать с помощью денежной политики надувание пузырей <...> Они ошиблись".
Не стоит наделять независимых и влиятельных технократов из ФРС дополнительной властью, считает Зеллик, объединить регуляторов должен минфин: "Это орган исполнительной власти, поэтому конгресс и общественность могут следить за тем, как он использует дополнительные полномочия".
Инф. delo.ua
e-news.com.ua