• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Государственные морские порты страдают от частных компаний

    Опубликовано: 2009-07-07 11:35:30

    Порты подверглись атаке.

    Частные компании с помощью судов проводят масштабное наступление на финансовые интересы госпортов. Если правительство не вмешается в ситуацию, потери государства могут превысить $1 млрд. в год

    16 июня Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) обязало государственный порт «Южный» выплатить штраф 17 тыс. грн. и предоставить скидку в 50% на портовые сборы для компании «Трансинвестсервис» («ТИС») российского предпринимателя Алексея Федорычева. Компании «ТИС» и «ТИС-Руда» обратились с требованием уравнять тарифы портовых сборов для судов, идущих к причалам порта «Южный» и причалам, которые обслуживает «ТИС», еще в 2007 году. 15 ноября 2007 года АМКУ принял сторону «Трансинвестсервиса», пригрозив порту «Южный» штрафом. Порт обжаловал в областном хозяйственном суде решение административной коллегии Одесского отделения АМКУ, но еще до вынесения вердикта, летом 2008 года, решил все же предоставить судам, идущим к 18-му причалу, скидку в размере 30% от тарифа. Несмотря на это, в 2009 году «ТИС» и «ТИС-Руда» вновь обратились в АМКУ, потребовав 50% скидки — как и у судов, обрабатывающихся в порту «Южный».

    Директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций Александр Рябченко отмечает, что законодательство дает портам право самостоятельно устанавливать скидки до 50% на такие сборы, исходя из экономически обусловленных факторов. При этом, согласно положению о портовых сборах, такое право предоставлено исключительно порту как госпредприятию, реализующему государственную экономическую политику и государственные интересы. Но частной структуре не понравилось, что суда, идущие к их причалу, не получают скидок, предусмотренных для судов, работающих с портом «Южный». При этом в самом порту «Южный» отмечают, что к причалам «ТИСа» идти по акватории порта в два раза дольше, чем к причалам порта «Южный». «Мы считаем данное решение несправедливым и планируем оспорить его в суде», — сообщила пресс-служба порта. «Штраф — не самое худшее. Гораздо хуже то, что порт и государство начнут терять значительные средства от портовых сборов, которые теперь пойдут не в бюджет государства, а в карманы ловких бизнесменов. Поэтому решение АМКУ, который принял сторону не государства, а частной компании, мягко говоря, удивительное», — заключает член комитета Верховной Рады по транспорту и связи Алексей Бабурин. По мнению Александра Рябченко, решение Антимонопольного комитета создает опасный прецедент, который может привести к тому, что арендаторы и владельцы частных причалов будут подавать иски в суд на госпорты, а те лишатся выручки.

    Битва за дно
    Глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель отмечает, что на совместном совещании ее комитета и Минтранса чиновники признали, что, несмотря на конституционный запрет частным компаниям проводить какие-либо работы на акватории, такие случаи имели место. Так, в 2005 году компания «ТИС» без согласования с портом «Южный» провела дноуглубительные работы в районе двух причалов — для того чтобы принимать крупнотоннажные суда. В январе 2009 года «ТИС-Руда» (правопреемник компании «ТИС») подала в Одесский областной хозяйственный суд иск с требованием к порту «Южный» выплатить более 51,3 млн. грн. в качестве компенсации за дноуглубительные работы. «Частная компания очистила акваторию и понесла затраты. Но это их затраты и их проблемы. Земля под водой никогда не будет принадлежать частной компании, и ее расходы не должно компенсировать государство», — резюмирует глава Госкомпредпринимательства. Кужель рассказала, что в ближайшее время Минтранс должен разработать и реализовать план мер, направленных на защиту порта «Южный» и других государственных портов от исков частных компаний.

    Потери от аренды
    Еще одна линия конфликта — аренда имущества портов частными компаниями. Большинство действующих ныне договоров по аренде заключалось в 2005-2006 годах, когда министром транспорта и связи был Николай Рудьковский. Позже государство выявило желание эти договоры расторгнуть. Так, 24 декабря 2008 года руководитель ГлавКРУ Николай Сивульский в письме на имя премьер-министра Юлии Тимошенко заявил о необходимости возврата двух причалов из аренды «ТИСа» порту «Южный». Ссылаясь на статью 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», он подчеркнул, что «объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, не могут быть объектом аренды». Отметив, что государство теряет десятки миллионов прибыли, он предложил обязать Фонд госимущества прекратить всякие договорные отношения с СП «Трансинвестсервис» и вернуть причалы на баланс порта «Южный».

    По оценкам комитета Верховной Рады по транспорту и связи, в общей сложности государственные порты теряют от сотрудничества с частными компаниями более $800 млн. в год. Возможно, что ситуация изменится после прихода нового министра транспорта и связи, на должность которого прочат народного депутата Тариэла Васадзе. Сам парламентарий уже отметил, что все конфликты в портах должны разрешаться с таким условием, «чтобы интересы государства в этом вопросе отстаивались и не пострадали».

    Инна МИХАЙЛОВСКАЯ

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.