Президент Федерации футбола Украины (ФФУ) Григорий Суркис рассказал, почему УЕФА отказала Днепропетровску и Одессе в праве принимать матчи Евро-2012.
"Скажем, губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь больше вхож в Секретариат Президента, чем, например, Суркис и, возможно, даже премьер-министр. Вопрос, связанный с аэропортом, находился целиком в компетенции тех лиц, которые этот момент в полной мере, извините, "профукали", - цитирует президента ФФУ "Спорт Украины".
Григорий Суркис остановился на проблеме днепропетровского стадиона. По его информации, на сегодня стадион не отвечает требованиям УЕФА для проведения матчей Евро-2012. "Подчеркиваю: я ссылаюсь исключительно на отчеты экспертов. К сожалению, даже представленная в УЕФА задача на проектировку не предусматривала соответствия нового стадиона категории "Элит" и возможности выполнения требований УЕФА на период проведения Евро-2012", - сказал он.
По его словам, анализ существующих несоответствий со стороны экспертной комиссии УЕФА засвидетельствовал, что для выполнения требований УЕФА будут необходимы значительные конструктивные изменения. В частности, как проинформировал Григорий Суркис, это касается организации доступа и выхода со стадиона (увеличения втрое количества турникетов, установления полноростовых турникетов), создания необходимых условий для работы представителей медиа, важно увеличение количества сидений на стадионе (что, в свою очередь, вызовет необходимость расширения или увеличения эвакуационных выходов) и т.п.
По словам президента ФФУ, стадион стандарта УЕФА должен иметь как минимум 30 тыс. мест одинакового уровня комфортности, с которых открывается одинаковый обзор. "Днепропетровцы предлагали заменить сидения менее широкими и, таким образом, сделать так, чтобы стадион вместо 30 тыс. брутто имел 30 тысяч нетто. Но это не тот формат, в котором УЕФА был бы готов принимать стадион. Если активно проследить логику и динамику всех экспертных оценок, будет понятно, что УЕФА с самого начала считал невозможным допустить к соревнованиям одесскую и днепропетровскую арены. Учитывая тот объем работ, который надо выполнить, эксперты УЕФА скептически оценивали возможность реализации таких масштабных изменений", - сказал Григорий Суркис.
Вместе с тем, по его словам, проектная команда не представила конкретное проектное решение по приведению стадиона к требованиям УЕФА на период Евро-2012, не определила заказчика, исполнителя и сроков выполнения таких работ, не дав, таким образом, предметного ответа на замечания УЕФА. "В конце концов, вопреки тому, что стадион введен в эксплуатацию в сентябре 2008 года, до сих пор не разработан план управления стадионом и не создана профессиональная управленческая структура, как это необходимо для аккредитации стадиона согласно требованиям категории "Элит", - добавил президент ФФУ.
Григорий Суркис, сославшись на экспертов УЕФА, подчеркнул, что, учитывая риски, связанные с поздним введением в эксплуатацию отелей категории 4-5 звезд, инфраструктура Днепропетровска, Запорожья и других городов-спутников по состоянию на 1 января 2012 сможет обеспечить всего 45% необходимого для целевых групп УЕФА количества номеров, сообщает Лига.
Он также отметил, что город не предложил эффективной модели транспортного обеспечения большого количества VIP-гостей из отелей, которые размещены в Запорожье и других городах. "В качестве резервного плана было предложено использование речных лайнеров. Однако городские власти не смогли предложить четкой экономической модели фрахтования таких судов, пытаясь "поделиться" финансовыми рисками с УЕФА", - заявил Григорий Суркис.
Президент ФФУ остановился также на проблеме одесского стадиона. Он, в частности, отметил, что в ходе мониторинга реализации проекта эксперты УЕФА неоднократно обращали внимание на многочисленные риски его несвоевременной реализации, которые возникали и продолжают возникать. По его словам, продолжительное время проект фактически не двигался из-за отсутствия альтернативного стадиона для игр ФК "Черноморец" в чемпионате Украины.
Также, по его информации, вопреки представленным раньше финансовым гарантиям обеспечения полного финансирования проекта частными средствами, в нынешнем году представители Одессы обратились к правительству за финансовой поддержкой, заставив экспертов УЕФА серьезно усомниться в наличии у инвестора достаточных денег для сооружения стадиона. "Тем более, что, не имея на руках проектно-сметной документации стадии "Проект", заказчик не может уверенно оценить нужен объем финансирования", - сказал Григорий Суркис.
Он заявил, что в условиях постоянной неопределенности и противоречивой информации, подававшейся в рамках регулярной отчетности, особую обеспокоенность экспертов УЕФА вызвало отсутствие у проектной команды опыта управления строительством стадионов. По его словам, в связи с этим экспертная комиссия неоднократно акцентировала внимание на необходимости привлечения в качестве представителя заказчика профессиональной компании или же индивидуальных специалистов с надлежащим опытом реализации таких проектов.
"Несколько раз представители одесской команды заявляли о том, что практически решили этот вопрос, но, к сожалению, так и не смогли выполнить свои обещания", - констатировал Григорий Суркис. "Таким образом, с одной стороны, презентовав интересный и достойно оцененный УЕФА проект нового стадиона, одесситы, к величайшему сожалению, так и не смогли убедить членов исполкома УЕФА в его успешной и своевременной реализации", - подытожил он.
Анализируя проблему размещения, Григорий Суркис, в частности, отметил, что из-за сложной экономической ситуации в Украине основными риском в Одессе является невозможность своевременно реализовать гостиничные проекты - до 1 января 2012 года. По расчетам экспертов УЕФА, на которые сослался президент ФФУ, лишь 25% гостиничных номеров были учтены в связи с введением в эксплуатацию большинства объектов в конце 2011 года. В частности, по его информации, в Одессе не хватает около 40% номеров категории 5 звезд.
"В качестве запасного плана для обеспечения целевых групп УЕФА четырех-пятизвездочными гостиничными номерами город предложил использование высококачественных круизных лайнеров. К сожалению, городские власти не смогли предложить четкую экономическую модель фрахтования круизных судов, пытаясь перевести финансовые риски на УЕФА, что вступает в противоречие с форматом проведения турнира", - подчеркнул президент ФФУ.
Григорий Суркис подробно остановился на проблеме сооружения аэропортов в Днепропетровске и Одессе. Что касается днепропетровского аэродрома, то, по его словам, было запланировано осуществить реконструкцию взлетно-посадочной полосы и другие работы на сумму почти 150 млн долларов. Он сообщил, что предполагалось провести реконструкцию существующего терминала и соорудить новый с общей пропускной способностью 1000 пассажиров в сутки, на что планировалось потратить почти 100 млн долларов.
Несмотря на это, подчеркнул Григорий Суркис, ФФУ в течение двух лет неоднократно обращалась во все государственные учреждения, в частности, и в СНБО, к Президенту (существовал запрет СНБО на приватизацию целостного имущественного комплекса), которые могли бы разблокировать ситуацию с определением статуса аэропорта, но это не дало желаемых результатов. Он отметил, что лишь в марте 2009 года благодаря усилиям центральных органов власти и ФФУ вопрос был решен и сейчас документы находятся в Фонде госимущества. "Мог ли УЕФА поверить, что аэропорт будет сдан в конкретные сроки при таких обстоятельствах? Однозначно - нет!" - считает президент ФФУ.
"Если говорить о ситуации сегодня, то ни один проект по реконструкции аэродрома и терминала еще не заказан, источники финансирования отсутствуют, а статус аэропорта не определен. Предложенные Министерством транспорта и связи вспомогательные аэропорты Запорожья и Кривого Рога также нуждаются в большом объеме работ, которые пока что не начаты", - заявил Григорий Суркис.
"Согласно выводам экспертов УЕФА, если начать работы в сентябре-октябре нынешнего года, существует очень малая вероятность завершения этих работ до начала Евро-2012", - подчеркнул он.
"Аналогичная ситуация и с сооружением аэропорта в Одессе. Для его подготовки надо было провести строительство и реконструкцию аэродромного комплекса", - сказал президент ФФУ.
"Кстати, премьер-министр неоднократно в моем присутствии предлагала представителям одесских властей передать целостный имущественный комплекс, находящийся на балансе коммунальных властей, в государственную собственность. Для этого выделялось 360 млн грн.", - рассказал Григорий Суркис.
"Однако владелец аэропорта в лице руководства города отказался от такой перспективы и гарантировал выполнение работ за счет инвестора. В результате инвестор был определен лишь в феврале 2009 года, однако соглашение между владельцем и инвестором не подписано до сих пор, проекты реконструкции и строительства объектов аэропорта не заказаны, источники финансирования не подтверждены. Как результат - эксперты УЕФА присвоили проекту реконструкции аэропорта Одессы красную (высокую) степень риска", - проинформировал он.
Президент ФФУ подробно проанализировал проблемы, сложившиеся в транспортном обслуживании Днепропетровска и Одессы. "Оба города отдалены от европейских столиц, выступающих транспортными хабами - Вены, Берлина и Москвы. Время соединения Днепропетровска и Одессы с ними превышает 24 часа. Это, а также низкий уровень развития инфраструктуры автодорожного и железнодорожного сообщения, усложняет их доступность наземным транспортом", - сказал Григорий Суркис.
"Неутешительные выводы, сделанные экспертами УЕФА, легли уже в основу решений, которые были обнародованы в Бухаресте 12-13 мая с.г.", - подытожил он.
Как сообщал MIGnews.com.ua, 13 ноября УЕФА определил Киев, Донецк, Львов и Харьков городами, которые будут принимать матчи финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году. До этого предполагалось, что принимать ЧЕ-2012 по футболу в Украине будут Киев, Львов, Донецк и Днепропетровск.
Днепропетровский горсовет считает, что город был исключен из списка из-за неверных действий Кабмина, который, по мнению совета, не предоставил УЕФА гарантии, что аэропорт "Днепропетровск" будет подготовлен к чемпионату в срок.
Инф. mignews.com.ua
e-news.com.ua