• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • О.Слюсаренко: «Президент заинтересован, чтобы были сильными все ветви власти»

    Опубликовано: 2008-05-26 09:46:09

    Интервью с заместителем председателя Секретариата Президента – представителем Президента в Верховной раде, секретарем Координационного совета по подготовке и проведению Евро-2012 Оксаной Слюсаренко.

    Нестабильная работа Верховной Рады уже давно вызывает сомнения относительно дееспособности высшего законодательного органа Украины. И очевидно, что эта политическая нестабильность мешает реализации многих сверхважных заданий, которые сейчас стоят перед нашим государством. О работе парламента, о противоречиях между Президентом и Кабмином, а также о подготовке к Евро-2012 РБК-Украина рассказала Оксана Слюсаренко, заместитель председателя Секретариата Президента.

    РБК-Украина: С начала работы Верховной рады 6-го созыва было принято сравнительно мало законопроектов. Как Президент оценивает ситуацию, когда по причине определенных "политических игр" фактически заблокирована робота высшего законодательного органа государства?
    Оксана Слюсаренко: Любой президент, а в первую очередь Виктор Ющенко, заинтересован в том, чтобы у него были сильные ветви власти. Только в этом случае он сможет сделать то, что обещал своему народу, когда его избирали президентом. Поэтому после того, как были внесены изменения к закону "О Кабинете министров", изменения к Конституции, у Президента действительно возникла потребность провести реформы политической системы ради обеспечения баланса между ветвями власти. Сегодня нужно изменить ситуацию, при которой Президент несет в полной мере ответственность, но на что-то влиять он не может. Ситуация заключается в том, что когда Президент получил доверие народа, им была представлена стратегия развития страны. Эта стратегия базировалась и базируется на Конституции и на тех указах, законодательстве и ряде нормативных документов, которые сегодня предлагает Президент. Есть Коалиционное соглашение, и в частности, Дополнение №1 к нему, которое содержит перечень из 12 законопроектов, которые должны были быть приняты еще до назначения премьер-министра Украины. Принятие этих документов и должно привести к тем результатам, которые были задекларированы еще в 2004 г. Но мы видим, что сегодня у нас есть премьер-министр, есть сформированное правительство, но законопроекты на сегодняшний день лишь частично рассмотрены и частично приняты. И что важнее всего, основные законопроекты на сегодняшний день, к сожалению, не принимаются. Вы же знаете ситуацию с законопроектом о Кабмине – фактически там больше 400 правок и на сегодняшний день еще осталось 60 нерассмотренных правок, которые уже будут рассматриваться после майских праздников. А это один из тех законопроектов, которые входят в "перечень 12".

    РБК-Украина: Как быстро Президент может подписать новую редакцию закона "О Кабинете министров Украины", в случае его принятия Верховной Радой?
    О.С.: Этот законопроект инициирован Президентом, и потому я лично не вижу причин для каких-либо задержек.

    РБК-Украина: Почему тогда тормозится рассмотрение этого, как и многих других законопроектов, ведь Коалиционное соглашение подписано, а ее пункты были обусловлены к выборам? Сейчас есть все условия, в том числе и демократическое большинство...
    О.С.: По поводу каждого законопроекта нужно говорить отдельно. Ситуация вокруг законопроекта о Кабмине абсолютно понятна. Относительно других, то там по каждому есть своя история, есть отдельные результаты голосования. Речь идет о том, что когда Президент имеет свою стратегию, она имеет конечные цели и должна иметь механизм их достижения. Законодательство является одним из механизмов осуществления этой стратегии, потому вопрос действительно очень сложный. Президент неоднократно отмечал, что на сегодняшний день ему очень необходим работоспособный парламент, потому что именно парламент принимает основные законы в стране, которые дают возможность государству развиваться и реформироваться.

    РБК-Украина: Если нет единодушия при принятии коалиционных законопроектов, тогда логично сделать вывод, что внутри коалиции нет единства…
    О.С.: Вы знаете, что Виктор Андреевич сказал, что он сделает все для того, чтобы коалиция была крепкой, и это действительно так. У нас сегодня количество голосов в коалиции такое, которое иногда технически не позволяет осуществлять голосования, потому что есть человеческий фактор, люди болеют, находятся в командировках. И в этом плане есть определенные проблемы, но коалиция есть, коалиция сегодня работает и очень важно, чтобы эта коалиция работала и в дальнейшем.

    РБК-Украина: Некоторые эксперты говорят о возможности переформатирования коалиции. Насколько возможен такой сценарий?
    О.С.: Я лично не знаю ничего об этой информации, это во-первых. А во-вторых, могу привести, как пример, ситуацию, когда БЮТ и ПР хотели создать ВСК по вопросам конституционной реформы. Однако состоялся совет коалиции, и представители НУНС все-таки убедили БЮТ быть последовательными в соответствии с теми договоренностями, которые прописаны в коалиционном соглашении. БЮТ фактически отказался от этой идеи. Это показательный факт.

    РБК-Украина: Какая на сегодня для Украины коалиция была бы наиболее эффективной?
    О.С.: Это не очень корректный вопрос, потому что в государстве существует коалиция, которая действует. Она только должна эффективно работать.

    РБК-Украина: Может ли нынешняя ситуация в парламенте при последующем заострении привести к повторным внеочередным выборам?
    О.С.: Ну, скажем, к повторным внеочередным выборам может много чего привести, по большому счету. Но я не думаю, что ситуация является настолько рисковой, чтобы сегодня ставить вопрос о досрочных парламентских выборах. Парламент может работать и это было продемонстрировано, когда было отдано 411 голоса за ратификацию протокола по ВТО. Я думаю, что в ближайшее время работа парламентариев окончательно наладится, когда перейдет из политической в практическую плоскость. На сегодняшний день в Верховной Раде, к сожалению, сложилась такая ситуация, когда политизируются даже те вопросы, которые не должны политизироваться. Это является основной причиной того, что отсутствует конструктивизм и, соответственно, не принимаются решения. Поэтому, если парламент сможет лишиться этой проблемы, которую можно охарактеризовать как болезнь роста молодого состава парламента, я думаю, он будет работать нормально.

    РБК-Украина: Кому выгодна такая политизация?
    О.С.: Мне кажется, что это выгодно тем политикам, у которых нет внутреннего политического стержня для того, чтобы продемонстрировать какие-либо результаты своей работы. Кроме того, они стремятся постоянно быть на экранах и смущать настроения народа. Есть определенные категории политиков, которые получают политические дивиденды от такой политизации, это их политическое кредо. Как пример, могу привести ситуацию вокруг тестирования школьников, когда с трибуны парламента осуществляются попытки политизировать этот вопрос. Я считаю, что это очень угрожающая попытка, потому что это социально значимый вопрос, и, политизируя его, политики на себя подтягивают определенный электорат. Если же мы будем конструктивно, без акцентов на партийные цвета подходить к любому процессу, это будет эффективный фактор для нормализации работы парламента. Кроме того следует обратить внимание на тот факт, что для многих деятелей место сидения определяет точку зрения. Эта ситуация есть, кроме этого у нас очень много политиков, которые переходят с одной политической силы в другую. В соответствии с цветом у них изменяются взгляды на ту или другую проблему, поэтому, если от этого избавиться и подходить с точки зрения приоритета национальных интересов, тогда можно надеяться на то, что в ближайшее время будет нормализована работа парламента.

    РБК-Украина: Недавно была создана новая политическая сила "Единый Центр", которую приписывают председателю Секретариата Виктору Балоге. Насколько это может свидетельствовать о приближении досрочных выборов или активном начале следующей президентской кампании?
    О.С: Ну, во-первых, я не принадлежу ни к одной политической силе, во-вторых, честно говоря, с "Единым Центром" я никогда не имела никаких отношений, не знакома с их программой, уставными документами, потому я не могу это комментировать. Но хочу отметить, что когда в демократическом государстве появляются новые политические силы, которые имеют определенные идеологические и программные принципы, свое виденье перестройки государства, взаимодействия с обществом, это вполне позитивный процесс, который отвечает принципу демократичности и плюрализма мыслей.

    РБК-Украина: Когда следует ожидать послание Президента к Верховной Раде, которое должно было состояться еще в прошлом году, когда депутаты приносили присягу?
    О.С.: Это важный вопрос, потому что содержание послания определяет некие приоритеты в развитии государства. Я думаю, что сразу после праздников мы услышим послание Президента к парламенту и народ Украины.

    РБК-Украина: Учитывая нынешнюю активность Рады, насколько возможно вообще услышать выступление Президента в стенах парламента?
    О.С.: По этому поводу я хочу отметить, что у меня есть полная уверенность в том, что здравый смысл таки победит, и мы все-таки услышим и послание Президента, и увидим активную работу Верховной Рады, которая рассмотрит все законопроекты, которые сегодня предложены в Коалиционном соглашении. Президент, во всяком случае, прилагает для этого максимум усилий в пределах своих полномочий.

    РБК-Украина: Как вы думаете, когда в таком случае будут рассматриваться изменения в Госбюджет на 2008 р.?
    О.С.: Мы должны были увидеть изменения в Госбюджет еще 16 апреля. На последнем согласительном совете нам было предоставлено письмо Юлии Владимировны, где она предложила внести эти изменения на рассмотрение парламента 28 апреля. Будем на это надеяться, потому что у Президента есть очень много предложений к этому документу. Эти предложения задекларированы и письмами, и обращениями, и теми встречами, которые сегодня проходят у Президента по понедельникам с премьером, потому что действительно, тот бюджет, который сегодня принят, не отвечает объективной экономической ситуации, он действительно требует очень многих изменений и пересмотра базовых макроэкономических показателей.

    РБК-Украина: По вашему мнению, насколько легко или тяжело будут проходить изменения в Бюджет на этот год через парламент?
    О.С.: Я думаю, что в этом заинтересованы абсолютно все фракции, потому что Госбюджет – это основной закон существования государства на этот год. Без данного Закона происходит фактически ручное управление, а оно сегодня никого не устраивает. Дискуссия будет достаточно большой, но уже все ждут перемен.

    РБК-Украина: Какие, по Вашему мнению, причины "холодной войны" между Секретариатом и Кабмином, ведь это люди из одного, как они сами декларируют, демократического лагеря? Неужели существующие противоречия нельзя разрешить в ходе внутренних дискуссий, а не выносить это на общее рассмотрение?
    О.С.: Во-первых, каждая война начинается там, где есть спорные вопросы о сферах и факторах влияния, которые воюющие стороны не могут распределить мирным путем. Президент регулярно отмечает о необходимости возобновления четкого баланса во взаимодействии ветвей власти. Этот баланс был потерян, когда Партия регионов и БЮТ совместно проголосовали за действующий закон о Кабмине. Вам не кажется, что это не достаточно естественно, когда Президент несет колоссальную ответственность в определенных сферах жизни страны, но при этом не имеет возможности на эти сферы влиять? А влиять на них хочет кто-то единолично, не считаясь с позицией лидера государства. Конечно, никто не ведет речь о том, чтобы лишить премьер-министра полномочий, ему присущих. Более того, Президент неоднократно подчеркивал важность политреформы, которая обеспечит действенный баланс. Но именно баланс, а не доминацию той или другой ветви власти. Я могу вам сказать, что как представителя Президента в Верховной Раде меня больше всего тревожит безумная заполитизированность каждого вопроса. Ну невозможно все законопроекты рассматривать только через призму должности, которую занимает тот или другой властьимущий в определенный период. А как же стратегические вещи, что формируются на годы, и даже десятилетия? А национальные интересы, которые не зависят от персоналий, а только от потребностей украинского народа? Кроме того, должна быть элементарная честность: если правительство и Президент договариваются о взаимодействии по тем или иным направлениям, стоит придерживаться этих договоренностей.

    РБК-Украина: В чем причины отсутствия понимания между Кабмином и Секретариатом Президента? Почему возникло противостояние вокруг приватизации, вокруг земельных аукционов и пакета других вопросов? Почему возникают такие острые и даже резонансные противоречия?
    О.С.: Есть несколько существенных моментов. Фактически эти моменты касаются изменений в Государственный бюджет, вопрос приватизации государственного имущества, вопросов газовой сферы, борьбы с коррупцией, экономического развития государства. Есть позиция Президента, и она достаточно последовательна и четка. Она последовательна и четка в том, что за последние годы страна получила темпы устойчивого экономического развития. Мы достигли с вами тех макроэкономических показателей, которые можно считать лучшими в Европе. На протяжении последних лет у нас наивысший коэффициент роста ВВП, за 2007 это было 7,8%. У нас выросли резервы НБУ, то есть действительно – это достижение всего народа, потому что очень много усилий были положены на то, чтобы прежде всего сбалансировать бюджет, и, чтобы существующие темпы развития продемонстрировали, что Украина интересна для иностранных инвесторов. Прирост прямых иностранных инвестиций за 2007 г. составил 7 882,1 млн. долл., что на 67% больше чем в 2006 г. Для того, чтобы такие темпы сохранить, чтобы такие темпы были основой, для того, чтобы мы с вами могли выполнить те обязательства, какие мы имеем перед тем же УЕФА по проведению Евро-2012, мы должны иметь стабильный экономический рост. Потому именно по тем вопросам, которые являются основными при расчетах экономического стабильного роста, идет действительно достаточно жесткая дискуссия между Секретариатом и Кабмином, войной я не могу это назвать. Президент подчеркивает, что основное задание правительству – это сбалансированная политика. К сожалению, она на сегодняшний день, особенно в вышеназванных сферах, такой не является, и дает негативные результаты

    РБК-Украина: Какие шаги должны быть сделаны, чтобы минимизировать такие противоречия, чтобы за пределы Украины не выходили вещи, которые в известной мере ее дискредитируют, когда ветви власти не могут найти между собой общий язык?
    О.С.: Мы уже имеем позитивные примеры. Последний расширенный совет коалиции был достаточно острым, но конструктивным. Такой формат работы продемонстрировал, что расширенные заседания совета коалиции должны проходить чаще, потому что если собираться так, как мы собирались раньше, то накапливается очень много спорных вопросов. Лучше эти вопросы обсуждать и решать, если не на расширенном совете коалиции, то хотя бы на тех рабочих группах, которые могут быть профессионально созданы по направлениям. Это касается и обсуждения законопроектов, и позиций по многим другим вопросам. Я думаю, выводы были сделаны, и Иван Кириленко предложил чаще проводить расширенные заседания коалиции для того, чтобы в дискуссиях находить консенсус.

    РБК-Украина: Как Вы, как секретарь Координационного совета по Евро-2012, оцениваете шансы Украины провести этот турнир, поскольку на сегодняшний день очень много вопросов, которые действительно могут сорвать подготовку к чемпионату?
    О.С.: Первый риск – наша транспортная инфраструктура, потому что раньше страны мира, которые принимали чемпионат, это были европейские страны. В этом году Евро будет проходить в Швейцарии и Австрии – у них фактически была готова транспортная инфраструктура, а у нас она почти не готова, и потому у нас достаточно высокий процент в общем объеме расходов выпадает именно на нее. Второе, есть риски с определенными финансовыми моментами. У нас гарантии дали города, города разработали свои программы, которые уже утверждены сессиями горсоветов. Эти программы предусматривают как государственное финансирование, так и финансирование из местного бюджета и инвестиционные средства. Понятно, что местная власть будет задействовать разные механизмы, в том числе и механизмы местного заимствования. Поэтому нужно очень внимательно смотреть на возможность этих заимствований, поскольку определенная нагрузка ложится и на государственный, и на местный бюджет. Во-вторых, необходимо внимательно просчитать конечный результат, потому что мы можем от этого проекта получить как прибыли, так и убытки. Важно не только построить стадион, например, на 50 тыс. зрителей, но и рассчитать, как его удерживать, потому что во многих странах такие стадионы строили исключительно на время проведения чемпионата, а затем разбирали, так как их содержание было убыточным. В этой связи должно работать Министерство экономики как центральный орган, который должен делать такие расчеты. На сегодняшний день Минэкономики должно сделать расчеты хотя бы того, что нам нужно в плане цемента, железа, рабочей силы, поскольку сегодня у нас не хватает 500 тыс. строителей, а мы еще не начали полномасштабно строить объекты к Евро-2012. А когда мы начнем, что будем делать, заказывать проекты под ключ у китайцев? Я считаю, что сегодня в государстве должен быть экономический менеджмент, и это ответственность Министерства экономики. Поэтому, риски есть в любом процессе, и в таком значительном процессе как подготовка к Евро-2012 они также безусловно существуют, основное, чтобы был отработан также и риск-менеджмент, и, чтобы были объективно учтены все факторы, которые существуют как в других странах так и в Украине. Я вижу Евро-2012 как реальный шаг к евроинтеграции – он настолько близок миллионам людей и настолько практический, что продемонстрирует каждому рядовому украинцу: европейский выбор - это цель, которую мы должны достичь.

    РБК-Украина: Почему до сих пор в Украине не создан единственный координационный орган по подготовке к Евро-2012?
    О.С.: На сегодняшний день подписана общая Декларация Президентов Украины и Республики Польши, Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Польши, существует Координационный совет при Президенте, который возглавляет Президент Украины, есть Оргкомитет, который возглавляет премьер-министр, и есть центральные органы исполнительной власти, которые в рамках своих полномочий исполняют обязанности по подготовке к Евро-2012. Здесь и Минфин, и Минэкономики, и Минтранс и другие. Есть еще один орган, который был создан в августе прошлого года - это Национальное агентство по Евро-2012, которое возглавляет Евгений Червоненко. Национальное агентство является координатором государственной целевой программы. Кроме координатора есть основные распорядители бюджетных средств, которые предусмотрены в законе "О Государственном бюджете на 2008 р.", всего их десять, это центральные органы исполнительной власти через которые осуществляется бюджетное финансирование по программам Евро-2012. На координационном совете было дано поручение, чтобы в тех изменениях, которые сейчас будут вноситься в Госбюджет-2008, правительство обязательно предусмотрело, чтобы в самом бюджете можно было увидеть под кодом сумму, которая будет идти непосредственно на подготовку к чемпионату. Таким образом, просуммировав все деньги, которые выделяются министерствам, можно будет получить те средства, которые заложены в Государственной программе на 2008 г. Кроме того Кабмину было рекомендовано сделать эти расходы защищенными, чтобы их нельзя было "перебрасывать" на другие статьи расходов. Это основные наши рекомендации. Мы очень ожидаем результаты, поскольку до сих пор не утверждены порядки использования бюджетных средств. Это даст возможность начать соответствующие работы.

    РБК-Украина: Не слишком ли сложная схема, ведь если придет время отвечать, если что-то пойдет не так, то при таком количестве задействованных органов каждый сможет снять с себя ответственность, сославшись на то, что кто-то что-то недоделал?
    О.С.: В каждой стране своя управленческая модель. Например, сегодня можно рассматривать опыт Австрии, там координирует все Министерство, аналог Министерства экономики Украины, но какой бы это орган не был, он под себя забрать все функции всех министерств не может. Как пример, в Государственной программе отдельными направлениями выделены вопросы спортивных сооружений, безопасности и общественного порядка, медицинского обеспечения, энергообеспечения, информационно- телекоммуникационного обеспечения, то есть функции координатора может выполнять или новый орган, или они могут быть положены на уже существующий, но это функции координатора. Специфические функции должно выполнять отраслевое министерство, и забрать их у отраслевого министерства никто не может.

    РБК-Украина: Если брать нынешнюю ситуацию с подготовкой к Евро-2012, существует ли риск срыва проведения чемпионата в Украине?
    О.С.: Такие и еще хуже вопросы мне задавали еще год назад, но ситуация быстро изменяется, и я, как и раньше, так и сейчас отвечаю, что я абсолютно уверена: мы успешно проведем Евро-2012. У нас для этого есть абсолютно все возможности. Другое дело, насколько это будет успешно с экономической точки зрения, насколько отразится на кошельке каждого из нас и на государственной казне. Ответ на этот вопрос будет зависеть от нас с вами, потому что историю действительно делают конкретные люди, и те, кто будет отвечать за Евро-2012 должны не только иметь возможность осуществлять риск-менеджмент, они должны еще влиять на эти процессы, чтобы оперативно вносить изменения, которые могут понадобиться. Я очень детально познакомилась с работой Института экономики и спорта в Вене, который разработал модель влияния подготовки к проведению Евро и его влияния на экономические процессы. Они ее не просто рассчитывали, они фактически каждый месяц давали рекомендации для определенных министерств, для правительства, для отдельных групп, которые работали. В целом же мы по относительным показателям того, откуда мы начинаем и чем мы должны завершить этот процесс, находимся в аналогичной ситуации и с Португалией. Потому что, например, транспортную систему в Европе не сравнить с нашей, а вот в Португалии были с этим вопросы, но Евро состоялось, и достаточно успешно. Сейчас их специалисты к нам приезжают, они готовы предоставить свой опыт и свои предложения. Я уверена, Евро-2012 сможет всему миру показать, что такое Украина, какие украинцы, чем мы живем, чего хотим, как умеем встречать гостей. Это очень важный практический шаг для Украины на пути к настоящей евроинтеграции.

    Беседовала Лилия Мельникова

    Инф. rbc.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.