Анатолий Матвиенко: Балога создает административную партию. Я этого не понимаю
Мне говорят, что соглашение, которое мы подписали, нельзя нарушать. Но мне кажется, что его нельзя и догматически воспринимать.
Блок «Наша Украина – Народная самооборона» был создан, чтобы собрать воедино демократические силы. Этого хотел Президент. Лидеры «великолепной девятки» скрепили Соглашение о создании блока НУ-НС подписями и публично пообещали создать после выборов единую пропрезидентскую партию. Выборы прошли, а создания единой партии нет – мешает разность идеологий, давление Секретариата Президента и вечная разобщенность украинских демократов.
– Анатолий Сергеевич, будет ли создана единая партия на основе мегаблока НУ-НС?
– Я сейчас не отрицал бы ничего, потому что я отношусь к политикам, которые «никогда, потому что никогда» не говорят.
– Тем не менее, в настоящий момент УРП «Собор» выступает против создания партии. Почему?
– Я вижу серьезные идеологические разногласия, взаимные противоречия и даже недоверие в блоке НУ-НС, и я вижу, что стремление создать единую партию – не убеждение, а, скорее, дань процедурной норме, которую мы записали в соглашении.
– И включили в перечень предвыборных обещаний. А теперь отказываетесь свои слова выполнять…
– Мне говорят, что соглашение, которое мы подписали, нельзя нарушать. Но мне кажется, что его нельзя и догматически воспринимать. Потому что соглашение имеет силу в конкретное время и в конкретных координатах. Так что только из-за ортодоксальности суждений данному вчера слову нельзя следовать. И это не измена. Измена – это когда нет логики и нет аргументов. А если аргументы есть, то их надо учитывать.
На сегодняшний день существуют кардинальные противоречия относительно того, какой будет эта политическая сила. Одни хотя ее создавать под какого-то нового вождя, другие хотят, чтобы она была демократичной. Одни хотят, чтобы она была деиделогизировна, а я хочу, чтобы это была идеологическая партия. И если эти противоречия не снять, то и партии не будет.
– Позвольте, но ведь противоречия, о которых Вы говорите, не появились в один день. Они были и раньше. Тем не менее, девять партий подписали Соглашение!
– Ну, как же – противоречия с некоторыми из политических сил, вошедших в мегаблок, существовали, но времени на дискуссии не было. Например, с «Самообороной». Да, в тот момент было целесообразно объединиться. Я эту технологию воспринимаю, но я смотрю не в сегодняшний день, а в завтрашний. Меня сама по себе «партия ради партии» не интересует, меня интересует ее эффективность и доверие людей.
И в самой «Нашей Украине» есть проблемы. Она неоднородна, и стоит разобраться, что мы делаем. Создаем политическую парию для Ющенко? Я не хочу такой партии.
– Почему?
– Я буду Ющенко поддерживать до последнего дня его пребывания, и буду делать все, чтобы он был эффективным президентом. Но это не означает, что партия должна «шнурковать» рядом с Ющенко. Партия не создается для человека. Партия создается для того, чтобы реализовать программу, которая сможет что-то изменить.
Партия, я уверен, должна быть отображением настроений и идеологии определенной электоральной прослойки. И когда мы выдвигаем кого-то наверх, то партия не должна равняться на этого человека, облизывая и обслуживая его. И партия должна контролировать собственного лидера, критиковать, поправлять, менять, корректировать его политику. А если нужно, то честно извиниться и сказать, что мы можем лидера изменить, если он не соответствует тем функциям, ради которых мы его туда назначали. Вот в чем суть партии, а не в строительстве партий-холдингов, партий одной личности, закрытых акционерных обществ. Такие партии не демократизируют общество и не делают его гражданским. Мы же говорим о том, чтобы создать национал-демократическую правоцентристскую политическую силу, в которой есть необходимость.
– Анатолий Сергеевич, но ведь только подписание соглашения о создании блока с обязательством позже трансформироваться в единую пропрезидентскую партию дало возможность малым партиям попасть в парламент. А теперь Вы говорите о разности идеологий и внутренних противоречиях…
– Вы спорите со мной с точки зрения формальностей, процедуры, а не по сути. Я был и остаюсь приверженцем создания мощной правоцентристской партии, и заявлял я об этом задолго до подписания Соглашения перед выборами 2007 года. Но давайте объективно посмотрим на ситуацию: можно ли сегодня в приказном порядке, «быстро и с блеском» построить единую партию на основании НУ-НС? Можно. Будет ли такая партия эффективной, консолидированной? Будет ли народ ей доверять? Будет ли такая партия альтернативой существующим сегодня политхолдингам? У меня есть серьезные сомнения, и далеко не только у меня одного.
Я говорил – давайте договоримся об основных, первостепенных вещах: программе, избрании партийных лидеров всех уровней путем тайного голосования, а не в приказном порядке… Но ведь вокруг этих вопросов нет консенсуса. Поэтому я и говорю о том, что на основании НУ-НС, может быть, лучше создать не одну, а несколько партий. И тогда программные, уставные вопросы будут сняты.
– А что, разве нет рабочей группы, которая занимается этими вопросами?
– Рабочая группа есть, но она не работает, все замерло. Мы ждем – и это важно и существенно – изменений к Закону о политических партиях. Ведь проходить процедуру ликвидации партий – это одна из проблем, которая сдерживает весь процесс. Я вам откровенно скажу – есть разговоры, но нет политической воли, я не вижу договоренностей, я не вижу даже желания договариваться.
…Если о сроках говорить, то реальнее всего единая партия может появиться даже не в 2010 году, а где-то в году 2012. Более того, я эту партию вижу не с победоносным рейтингом – где-то 5-6%, но с серьезной динамикой – через выборы – 20%, еще через выборы – 40%.
– Вас раздражают слова главы СП Виктора Балоги о том, что нужно активизировать процесс создания партии?
– Балога создает административную партию. Я этого не понимаю. А идти туда, где я чего-то не понимаю, я не буду.
Наталья Ярцева