Народный депутат VI созыва из фракции Блока Литвина, экс-мэр Бердянска Валерий Баранов рассказал о своих впечатлениях от программы Кабмина «Украинский прорыв: для людей, а не политиков», принятой в среду, а также спрогнозировал, чего стоит ожидать от начавшихся выплат вкладчикам Сбербанка, и что произойдет, если Секретариат президента будет вмешиваться в управление государством.
- Валерий Алексеевич, в среду на своем заседании Кабмин утвердил проект программы деятельности правительства. Вы успели с ней ознакомиться?
- Нового варианта я не видел, а старый читал.
- Какие плюсы и какие минусы в этой программе?
- Мне несколько сложно сказать, я не видел последнего варианта…
- А если говорить о том варианте, который Вы читали?
- С моей точки зрения, он абсолютно недостоин серьезного восприятия.
- Почему?
- Это был набор первомайских лозунгов. Я так понимаю, что программа должна предполагать какие-то серьезные структурные изменения, начиная с административной системы, которая сегодня коммунистическая и пытается руководить рыночной экономикой, что само по себе является абсурдом и тормозом развития бизнеса.
После ликвидации административных вертикалей следующей задачей должно быть внедрение подлинного самоуправления, о котором там ничего не было сказано вообще. Дальнейшая централизация власти приводит к развитию коррупции. Сегодня о коррупции много сказано, хотя продолжается «героическая» борьба со следствиями, а не устраняются ее причины. А причиной коррупции является эта административная вертикаль, у которой всегда кому-то что-то нужно попросить и подписать.
Более того, там не было никаких серьезных предложений по развитию экономики, стимулированию развития бизнеса и привлечению инвестиций. Имеется в виду изменение налоговой политики, упрощение процедур всевозможных согласований и так далее.
Кроме того, не были определены приоритеты и очередность проводимых реформ.
Далее – не менее чем на 10 страницах были написаны очередные социальные обещания, ничем не обеспеченные, и всего на полстраницы были записаны задачи по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это демонстрировало и уровень этого документа, и уровень тех, кто его готовил.
- Можно сказать, что это был популистский документ?
- Это был набор лозунгов. И самое важное, что эти лозунги не имели механизма реализации. То есть там должно было быть написано, к примеру: «реформирование медицины», а потом должны были быть написаны пункты: что нужно сделать и в какие сроки, кто за это ответственен и какие законодательные изменения должны произойти – какой закон изменить, какую статью, какой пункт и так далее… Социальная политика, допустим, должна исключительно переводиться в адресную помощь.
Все эти механизмы абсолютно понятны, известны и реализованы во всем мире и в Европе. А мы опять начинаем изобретать украинскую химию и физику.
Я последнего варианта программы не видел. Если он вот в таком характере – определены приоритеты, очередность, механизмы – тогда это серьезный документ.
- Все-таки, есть ли что-то положительное в программе Кабмина?
- Это – первая за историю независимой Украины попытка подготовить программу действий правительства. Никогда ни одно правительство не имело серьезной программы действий. Более того, меня радует то, что впервые эта программа будет проходить экспертизу всей общественности.
- Во вторник в Украинском доме эта программа уже обсуждалась представителями общественности, в частности, академиками…
- Если программу пишут академики, то толку не будет. Ее должны писать практики. Если в этом не участвовала Ассоциация городов, мэры, то, я считаю, это будет документ, далекий от совершенства. Мэр – это маленький президент, и все огрехи власти «вылазят» ему на голову. Только мэры знают эти беды и знают, как эти проблемы решать. Никогда правительство не хотело слушать мэров.
Правда, была 14-го числа встреча Управления Ассоциации городов с Юлией Владимировной и она пообещала, как и все ее предшественники, серьезно работать с мэрами. Я надеюсь, что ошибаюсь, говоря так пессимистично. Очень хотел бы, чтобы она действительно начала работать с мэрами серьезно.
- Успеет ли парламент принять программу правительства на первой сессии?
- Если они постараются эту программу побыстрее принять и «птичку» поставить, это будет неправильно. Я думаю, что эту программу нужно писать не один месяц и даже не один квартал. Ее нужно отдать на обсуждение, на рассмотрение. Нужно провести круглые столы, дискуссии по всем направлениям. У Шустера не дули крутить друг другу, а поговорить о решении проблем, собрать специалистов. Это должен быть долгий процесс.
Должно быть еще идеологическое сопровождение всего этого действия, чтобы подготовить общественное сознание. Это очень важно. Український народ знаходиться у стані наполегливого очікування безкоштовного чуда. Нужно выводить из этого состояния народ. Один Президент или премьер этого не сделает, нужно выводить всем вместе. Каким способом? Разъяснением, чтобы СМИ тоже к этому подключились, чтобы это стало темой для обсуждения серьезных практиков. Политиков только убрать надо.
- 11 января Президент, спикер парламента и премьер-министр подписали общее письмо к Генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу. В этом письме подчеркнута заинтересованность Украины в присоединении к плану действий относительно членства в НАТО. Как Вы считаете, Украина готова перейти к такому этапу отношений с НАТО?
- Позиция Блока Литвина заключалась в том, что нужно наложить мораторий на все вопросы, связанные с НАТО и другими макропроцессами. Нам нужно навести порядок у себя, провести необходимые реформы. Мы хотим жить в коммунистической системе и быть в НАТО, в Европе и так далее. Нас туда никто не примет, пока мы не станем цивилизованными, и пока у нас не начнут действовать механизмы рынка.
На заседании Верховной Рады нужно было вначале определиться: какова цель построения украинского государства? Эта цель никому не известна. А если нет цели, то бесполезно к чему-то идти. Поэтому нам нужно было проголосовать, принять какую-то резолюцию и решить: мы строим коммунизм или мы строим рыночную экономику?
Если мы строим коммунизм, тогда надо делать то, что делали все правительства, надо слушать Петра Николаевича, отнимать, делить, раздавать льготы без финансов… Ну, дурить друг друга и идти в никуда. Если мы строим рыночную экономику, тогда надо прекращать этот популизм с ценами, самообман и обман людей, который «выползет» все равно.
Сейчас начали раздавать вклады… Казалось бы – хорошо. Я считаю, это было недопустимо делать, потому что эти деньги были сняты с других статей, с бюджетов развития городов. То есть теперь дороги и мосты не будут строиться. Деньги раздадут людям, они пойдут, колбасы купят и съедят. Это популизм чистейшей воды.
- Валерий Алексеевич, мы затронули тему выплаты вкладов, давайте поговорим о ней. Уже мало кто сомневается, что выплата сбережений вкладчикам Сбербанка приведет к инфляции. Насколько сильно это может ударить по экономике страны?
- Естественно, это ударит по экономике. Объем выпускаемой продукции – ВВП – остался прежним, если не считать десятые доли процента. А количество денег на руках у населения увеличилось. Люди же не будут прятать эти деньги в матрас. Они сразу пойдут и что-то будут покупать. С одной стороны, это здорово, что товар будет больше покупаться. Но при этом, естественно, объем денежной массы вырастет, а товар прежний. Значит, будет инфляция. Будет повышение цен, особенно на рынках.
Товаропроизводитель – он-то зажат сегодня в рамках и вряд ли будет повышать цены. Цены повышает тот, кто продает: торговцы и так далее. Поэтому я думаю, что это ни к чему хорошему не приведет.
- Народный депутат из фракции НУ-НС Юрий Костенко не исключает замены ранее названных кандидатур на должности председателей Фонда госимущества, Антимонопольного комитета Украины, Госкомтелерадио и вице-премьер-министра по вопросам топливно-энергетического комплекса. По словам Костенко, эти кандидатуры не были согласованы с фракцией НУ-НС. Начинается новая «портфельная война»?
- Я не знаю их подковерных интриг. Естественно, они были объединены не идеологией. Никакой общей идеологии не существует. Это были политические и сиюминутные договоренности. Так долго шел процесс формирования правительства не потому, что Партия регионов мешала, а потому что они никак не могли договориться между собой. Никто никому не мешал, мы были свидетелями.
Я считаю, что любое правительство должно формироваться не по принципу квот и договоренностей, а по принципу профессионализма. Однажды мы это уже проходили. Вспомните, когда Виктор Андреевич после революции назначил «революционеров» на ключевые посты. Чем это все закончилось?
Сегодня мы видим то же самое. Проанализируйте образование и опыт многих сегодняшних министров. Станет понятно, что они не на своем месте. Ну и что мы от них получим?
Раньше кадровая политика была такова, что человек не мог стать министром, если он не был мастером на заводе, начальником цеха, директором, замминистра, пока не прошел все этапы. Он же должен знать, чем руководит. А сегодня был фотограф – раз – глава администрации. Должен быть кадровый резерв, люди должны расти, их надо учить, готовить и в Украине и за границей. Так делается во всем мире.
- Виктор Ющенко потребовал от членов правительства - представителей НУ-НС - согласованной работы с Секретариатом Президента. Не значит ли это, что Президент постепенно переходит к авторитарным методам управления?
- Я вообще считаю, что Секретариат Президента должен состоять из 20 человек, которые должны заниматься протоколом. Не может быть два органа власти. Руководить должен кто-то один. Если опять начнется то, что было при Медведчуке – будет у нас опять ЦК КПСС (это будет Секретариат Президента) и Кабинет министров. Все равно в любой момент может привести к конфликту. Поэтому если Секретариат будет лезть в управление государством, это будет новый этап бесперспективного противостояния.
Ольга Шишко, «ForUm»