Видимо, четвертая попытка начать работу группы по подготовке первой сессии парламента VI созыва в понедельник все-таки увенчается успехом. Директор Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что у Партии регионов не будет формальных оснований для неучастия в работе подготовительной группы в ВР в понедельник.
Кроме того, Доний рассказал, чего потребует Владимир Литвин за вхождение его блока в коалицию демократических сил, почему Партия регионов так долго не относила документы в ЦИК, и за какую сумму пытаются купить кандидатов в нардепы из БЮТ и НУ-НС.
- Пан Олесь, Юлия Тимошенко заявила, что в понедельник в 14.00 в Верховной Раде состоится заседание рабочей группы по подготовке первой сессии парламента VI созыва в составе НУ-НС, БЮТ и Блока Литвина. Как Вы считаете, придут ли на него представители ПР и КПУ?
- Если не ошибаюсь, Партия регионов объявила, что в пятницу она будет массово подавать документы на регистрацию. И если ЦИК до обеда в понедельник успеет принять решение о регистрации кандидатов в нардепы, формального повода для неучастия в заседании у «регионалов» не будет. Заметно, что ПР пытается затягивать процесс, но она ищет для этого легитимные основания.
Что касается коммунистов, очевидно, что это – несамодостаточная политическая сила. Сейчас они ориентируются на своего более мощного патрона, которым является Партия регионов.
- Имеет ли значение то, что в рабочей группе может быть представлен не весь состав ВР? Будут ли легитимными ее решения?
- С формальной точки зрения, если будет кворум, то подготовительная группа имеет право и заседать, и принимать решения. Будем надеяться на политический опыт и чувство такта у политиков, которые смогут принять решения, приемлемые для всех фракций, независимо от того, присутствовали ли они на этом заседании.
- В ходе предвыборной кампании Блок Литвина не позиционировал себя в каком-либо формате коалиции. Как Вы считаете, почему он принял решение прийти на заседание рабочей группы в понедельник? Значит ли это, что возрастает вероятность присоединения Блока Литвина к коалиции демсил?
- Блок Литвина накануне выборов оставлял себе свободу для маневра, потому что на тот момент не было четко и наверняка известно, какая из политических сил одержит победу: «оранжевые», или «бело-голубые». Сейчас у Литвина небольшой выбор. Коалиция может быть только одна: на базе Блока Юлии Тимошенко и НУ-НС. Ведь голосов у Партии регионов и Компартии – если бы даже к ним присоединился Литвин – недостаточно для формирования коалиции. А в свою очередь БЮТ и НУ-НС объявили, что они не будут в коалиции с Партией регионов. Поэтому перед Литвином выбор: или принять участие в создании коалиции на базе БЮТ и НУ-НС, или переходить в оппозицию.
- Чего Литвин потребует от демсил за вхождение в коалицию? Министерских постов?
- Литвин объявил, что он готов не присоединяться к коалиции, а принимать участие в ее создании. В принципе, это выглядит вполне логично, ведь если какая-то политическая сила принимает участие в создании коалиции, она хочет иметь влияние и на формирование учредительных документов, и на формирование принципов этой коалиции. Литвин уже объявил не кадровые требования, а принципы, которые он хотел бы положить в основу создания коалиционного соглашения. Некоторые из них коалицианты могут принять, а некоторые являются достаточно неприемлемыми, скажем, для НУ-НС. Но, по крайней мере, их стоит обсудить, и по возможности, искать точки компромисса.
Например, Литвин четко объявил, что они против продажи сельскохозяйственных угодий. Вы знаете, что как раз НУ-НС выступает за отмену моратория на продажу земли. Значит, тут нужно смотреть, какие возможны компромиссы – может ли это быть снова продолжение временного моратория. Если компромисс найден не будет, тогда Блок Литвина не сможет принять участие в формировании коалиции.
Второй пункт – Литвин предложил переход на мажоритарную систему. Нужно отметить, что нынешняя пропорциональная система выборов закрытыми списками недемократична и «цементирует» сегодняшнюю власть, сегодняшнюю номенклатуру. В этом плане изменения избирательного законодательства уместны. Другое дело, стоит ли менять ее именно на мажоритарную систему, которая также имеет много недостатков и дает возможность большому бизнесу скупать мажоритарные округи. Поэтому стоит говорить, какие тут возможны компромиссы, какие могут быть варианты изменения избирательного законодательства. Возможна, например, смешанная система, которая у нас была раньше – 50 на 50. Выглядит неплохо. Или какая-то система с открытыми списками… По крайней мере, об этом нужно откровенно говорить во время переговорного процесса. И хорошо, что Литвин озвучил пункты, которые, по его мнению, должны ложиться в основу соглашения коалициантов.
- Как вы думаете, почему ПР так долго затягивала с тем, чтобы отнести документы в ЦИК?
- Партия регионов выбрала тактику ожидания не зря, а с надеждой, что чем больше проходит времени, тем больше возможности устроить внутренние конфликты в среде коалициантов. Тем более что, к сожалению, определенные основания для таких надежд были, и дискуссия внутри НУ-НС относительно коалиционного соглашения вышла на поверхность. Не все члены блока НУ-НС подписали соглашение об образовании коалиции демократических сил.
- Кстати, почему они его не подписывают, несмотря на обещания Кириленко о том, что подпишутся все? Все ли дело лишь в технических проблемах, как об этом говорят «оранжевые»?
- Вполне очевидно, что те, кто не подписал соглашение, таким образом проявили свою позицию. Или свою, или тех, кто стоит за ними. Не зря отмечают, что эти три неподписанта приближены или к Виктору Балоге или непосредственно к Виктору Ющенко. То есть это была показательная позиция.
Другое дело, что сам блок НУ-НС должен был не просто пытаться поставить кандидатов в нардепы перед фактом необходимости подписания, а на общем собрании выслушать, у кого есть какие мнения, возражения. И составлять документы в такой форме, чтобы они могли приниматься путем консенсуса. А неприемлемые элементы, очевидно, должны быть изъяты из предыдущих деклараций для того, чтобы сберечь единство.
- Вы думаете, эти трое членов НУ-НС все-таки подпишут соглашение? Или это уже не имеет принципиального значения?
- Думаю, что они войдут во фракцию, и будут готовы войти в коалицию на основе БЮТ и НУ-НС.
- Как Вы расцениваете заявление Юлии Тимошенко о том, что ПР пыталась подкупить 56 кандидатов в депутаты от БЮТ?
- К сожалению, попытки такого «прощупывания» ведутся. Я не владею информацией о количестве таких депутатов, и о том, действительно ли эти попытки совершает ПР, но то, что происходят попытки за материальное вознаграждение получить голоса, к сожалению, правда.
- Пытаются подкупить БЮТовцев или «нашеукраинцев» тоже?
- И НУ-НС тоже. К сожалению, разнообразное давление происходит.
- Можете назвать какие-то конкретные суммы?
- От десяти миллионов – это точно.
- Пан Олесь, возможны ли в Украине события, подобные грузинским?
- Я не вижу возможности повторения подобных событий в Украине. В Украине одним из залогов демократии является паритет политических сил. Ни у одной политической силы нет абсолютного преимущества. Поэтому позволить себе недемократические меры они побаиваются. Не из-за внутреннего демократизма, а из страха, что они не контролирует ситуацию.
Безусловно, у наших политиков отсутствует внутреннее ощущения демократии. У нас, к сожалению, даже политики, которые говорят о демократии, не всегда понимают ее и не всегда хотят учиться демократии. Именно поэтому нужно ее больше защищать – и давлением гражданского общества, и давлением масс-медиа.
Беседовала Ольга Шишко
e-news.com.ua