• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Константин Косачев: попыток ставить Минск на колени нет

    Опубликовано: 2007-01-10 11:09:48

    Во вторник в Москве начинаются переговоры России и Белоруссии о путях решения энергетического спора.

     

    О его причинах и белорусско-российских отношениях в целом в интервью Би-би-си рассказал председатель комитета по международным делам Государственной думы России Константин Косачев.

     

    То, что происходит между Белоруссией и Россией, называют энергетическим спором. Но, по сути, спор уже давно перешел в политическую плоскость, правильно?

     

    И да, и нет. Да, потому что все решения в Белоруссии, безусловно, принимаются на политическом уровне. Экономика Белоруссии не является рыночной, она по-прежнему носит советский командно-административный характер.

     

    Президент страны в состоянии (и пользуется этим правом) давать прямые указания хозяйствующим субъектам о том, как им вести себя с зарубежными, прежде всего, с российскими партнерами. Но экономическая подоплека этого спора для меня не менее очевидна.

     

    Командно-административная белорусская экономика, как от воздуха, зависит от сотрудничества с Россией, от тех скрытых субсидий, которые страна все эти годы получала через льготные цены на газ и через возможность перепродавать российскую нефть, которую Белоруссия - единственная на постсоветском пространстве - получала без пошлины.

     

    Она могла ее перепродавать в разы дороже, имея на этой нехитрой сделке до 4 млрд. долларов в год. Экономика в этом случае кричит так же громко, как и политика.

     

    Константин Иосифович, но почему она закричала сейчас? Об этом ведь было известно очень давно. И многие эксперты убеждали Кремль, что не надо так действовать, что это плохо выглядит и экономически представляет урон для России.

     

    Я думаю, причин две. Первая - стратегическое решение России перейти в отношениях со своими партнерами, вне зависимости от характера политических отношений, на рыночные принципы сотрудничества. Это отразилось, прежде всего, в отношениях по газу. В прошлом году - мы все помним так называемый газовый спор с Украиной.

     

    События всего прошлого года показали, что это не было реакцией на тот или иной строй или режим на Украине. Это было попыткой ввести рыночные цены в отношениях между двумя основополагающими стратегическими партнерами.

     

    В дальнейшем такие же принципы были предложены и Армении, и, в конечном итоге, Белоруссии.

     

    Но с Арменией у России нет договора о Союзе, пусть и формально существующего...

     

    Вы совершенно правы. Тут мы подходим ко второй причине, не менее важной, чем первая: в проекте создания союзного государства, увы, на протяжении последних лет нет никакого прогресса.

     

    Руководство Белоруссии постоянно заверяет Россию в особом характере наших отношений, в твердом намерении создавать союзное государство. Но все это по-прежнему политические декларации.

     

    Все наши попытки перейти к подписанию документов (о единой валюте, о едином эмиссионном центре) остаются благими пожеланиями. Фактор планов создания союзного государства перестает иметь самодовлеющее значение, которое он имел на протяжении всех последних лет.

     

    Означает ли это, что Россия таким образом признает, что союз не состоялся? Или это попытка, условно говоря, поставить на колени Лукашенко и заставить его пойти на создание союза? Многие отмечают, что для развития внутриполитической ситуации в России, для возможного продолжения политической карьеры президента Путина новый союз или конфедерация с Белоруссией могли бы оказаться удачным поводом.

     

    Думаю, что ни первое, ни второе не соответствует действительности. Это не является признанием со стороны России, что союз не состоялся. Симпатии по отношению к белорусскому народу в России безусловны.

     

    Общественное мнение, очевидно, приветствует создание союзного государства. Для нас здесь соображения политической перспективы должны быть - во всяком случае, для меня, как для политика, очевидно - должны быть выше, чем бизнес-интересы, чем цены на газ и на нефть.

     

    Я не думаю, что кто-то пытается поставить Белоруссию на колени. Есть предложение внятных, прозрачных условий сотрудничества.

     

    Существуют две альтернативы: вы хотите получать газ по внутренним ценам, вы хотите получать нефть без вывозных пошлин - пожалуйста, эта возможность существует. Но только в том случае, если мы действуем как единое союзное государство с едиными условиями хозяйствования на всей его территории.

     

    Есть и вторая альтернатива: вы по-прежнему дорожите суверенитетом и независимостью Белоруссии и, по выражению президента Лукашенко, не продадите этот суверенитет, эту независимость ни за какие нефть и газ. Ради Бога. Это ваш выбор.

     

    Но тогда имейте в виду, что в таком случае условия нашего сотрудничества будут совершенно иными. На мой взгляд, здесь нет ни малейшего шантажа, ни малейшей попытки поставить кого бы то ни было на колени.

     

    Би-би-си

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.