Михаил Саакашвили с его прозападной политикой обрек Грузию на трудное существование. Россия, когда-то крупнейший внешнеторговый партнер, продолжает свое безжалостное давление. Тем не менее, в интервью Welt.de президент Саакашвили источает оптимизм. 38-летний президент Грузии Михаил Саакашвили пытается сделать хорошую мину при плохой игре. По причине его прозападной ориентации страна навлекла на себя гнев хозяина Кремля Владимира Путина. Отношения с могущественным северным соседом хуже, чем когда-либо. Уже в течение нескольких месяцев Россия оказывает на регион давление, с лета остановлен экспорт в Россию вина и минеральной воды, основного источника твердой валюты для крайне бедной закавказской страны. Кроме того, Россия объявила грузинам о двукратном росте цен на газ с января будущего года. Но в разговоре с нашим корреспондентом Саакашвили, который женат на голландке, с уверенностью утверждает, что страна выйдет из трудного положения своими силами.
- Джордж Буш был здесь в мае прошлого года, но следы его визита повсюду: его лицо можно увидеть на многочисленных плакатах, даже улица в Тбилиси названа в честь американского президента.
- Да, он полюбил нашу хорошую кухню, все эти великолепные блюда. Когда официальная программа с танцевальными номерами закончилась, он остался сидеть – так нравилась ему наша культура. По этой причине грузины его просто любят.
- Однако отношения с Россией, когда-то вашим главным внешнеторговым партнером, не столь хороши. Какие последствия имеет блокада грузинских товаров для экономики вашей страны?
- Эта блокада одновременно дает нам шанс. Через подобный опыт пришлось пройти Эстонии и Восточной Европе, но зато теперь приток иностранных инвестиций в эти страны значительно больше, чем прежде. Теперь мы вынуждены стать хотя бы конкурентоспособными. Шансом для нас является не только европейский рынок, который очень насыщен, но и Центральная Азия, и арабские страны, Кувейт и Казахстан – это важные инвесторы. Собственно, Путин заслуживает памятника за то, что он бросил нас в воду, как кутят.
- Это не слишком оптимистичный взгляд?
- Нет, мы не должны ничего драматизировать, это лишь вопрос времени, когда все вернется на круги свои. Мы знаем, что русские не питают враждебных чувств к Грузии, и в долгосрочной перспективе политика Москвы не будет иметь желаемого эффекта, для этого наши народы исторически и культурно слишком тесно переплетены. Наконец, здесь, в Грузии, жили поэты Лермонтов, Пушкин и Пастернак, и русские все еще охотно приезжают сюда, пусть сейчас и обходными путями (через Армению или Турцию. – Прим. Welt.de).
- Сталин был грузином, в его родном городе Гори ему посвящен огромный музей, прославляющий диктатора.
- Да, жители Гори не могут с ним расстаться, но, разумеется, отражаться должна правда.
- Как будет развиваться ситуация в Грузии? Все-таки еще многие эмигрируют из-за тяжелого экономического положения.
- Это не так, к нам возвращается больше людей, чем уезжает, в прошлом году вернувшихся было на 100 тыс. больше, чем уехавших. Среди них ученые и люди искусства, как например, Нино Ананиашвили, прима-балерина Большого театра, которая сейчас руководит местным национальным танцевальным театром, или Каха Бендукидзе, министр-реформатор в нашем правительстве и один из ведущих бизнесменов России. Также заметны инвестиции от грузин, проживающих за рубежом, приток иностранного капитала к нам постоянно усиливается.
- Какие отрасли наиболее перспективны?
- Одна из важнейших растущих отраслей – это туризм. Имея Черное море и Кавказ, мы могли бы стать Швейцарией и Лазурным берегом одновременно; после «революции роз», которая произошла три года назад, объем воздушного сообщения вырос в десять раз, не в последнюю очередь потому, что Грузия, без сомнения, европейская страна.
- Все это звучит так, будто вы вот-вот окажетесь в ЕС.
- Если Турция станет членом Евросоюза, а Румыния и Болгария туда уже вошли, то и для нас это будет просто. Будущее Грузии, безусловно, в Европе. Пока рановато говорить об этом, но это время придет, я совершенно уверен.
Уте Мюллер
Inopressa