Секретарь комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Наталия Королевская зарегистрировала законопроект (№2699), который предлагает введение в Украине системы НДС-счетов для каждого предприятия. Королевская заверяет, что в новом законе учтены предложения и опыт украинских предприятий, которые готовы платить налоги в случае, если государство даст законодательные гарантии равных условий ведения бизнеса для всех предприятий.
– Многие политики критикуют идею спецсчетов, считая, что они повредят бизнесу.
– В том-то и дело, что законы для бизнеса сегодня, к сожалению, пишут профессионалы-теоретики. Отличительная черта этого закона в том, что его писали практики, которые каждый день работают с НДС и очень устали играть в «налоговые догонялочки» с государством. А государство ежегодно вносит изменения в порядок администрирования НДС, а предприятия ищут новый способ выживания.
Я считаю, что сегодня предприятия уже созрели для того, чтобы платить налоги. Они готовы уйти от механизма оптимизации и хотят работать спокойно. Но при этом для каждого руководителя важно знать, что налоги платят все, и по-другому быть просто не может. Пусть новые условия будут более жесткими, но обязательно одинаковыми для всех. Система спецсчетов, в случае ее введения, способна создать единые прозрачные и понятные условия работы.
А пока у меня, например, вызывают искреннее недоумение планы Кабинета Министров по поводу поступлений от НДС в 2007 году. В проекте госбюджета на следующий год заложен прирост в 30% по сборам этого налога. Для меня эта цифра выглядит по меньшей мере странно. Ведь рост ВВП прогнозируют на уровне 8%.
– Каким образом закон создаст равные условия?
– Этот закон мы разрабатывали в сотрудничестве с предприятиями, которые работают как на экспорт, так и на внутренний рынок. Они говорят, что основная их проблема сейчас — невозмещение НДС и вероятность попадания либо не попадания в черный и белый список налоговой. Дискриминация в этом отношении сегодня в Украине наглядна. Поэтому главная задача этого закона — создать равные конкурентные условия для всех участников бизнеса. Один из важных принципов этого проекта в том, что он отменяет солидарную ответственность.
По моим данным, в Украине по фактам невозмещения НДС возбуждено около 260 дел. И даже если предприятие выиграет дело, нет никакой гарантии, что ему вернут его деньги. Проблема стала системной для государства, однако никто не предлагает таких путей ее решения, чтобы было интересно по ним идти не только государству, но и бизнесу.
– Какие основные новшества предлагает законопроект?
– Сейчас НДС взимают по первому событию. Грубо говоря, ты заключил сделку, получил продукцию, еще не продал ее, а уже должен заплатить налоги. Кассовый метод, который мы предлагаем, предполагает, что налог платится после того, как предприятие получило деньги. Кассовый метод в стране отменили в 1997 году. С тех пор в Закон «Об НДС» 127 законами было внесено 644 изменения. В результате уровень задолженности государства по НДС значительно вырос. А мы предлагаем, чтобы возмещение НДС происходило на основании выписки банка о движении средств на специальном НДС-счете. Таким образом исключается возможность «ручного» вмешательства в этот процесс.
– Как система НДС-счетов может стыковаться с системой электронного учета, которую ГНАУ вводит со следующего года?
– Система электронных налоговых деклараций, которую сейчас предлагает ГНАУ и Министерство финансов — это первый шаг к внедрению электронного учета и это нужное нововведение. Однако, эта система не дает никаких возможностей препятствовать злоупотреблениям. Электронный реестр накладных позволит налоговому инспектору увидеть нарушения в уплате налога, если они были, постфактум. По сути, останется в действии нынешняя система солидарной ответственности, когда предприятие будет отвечать за нарушителя закона — где-то из цепочки своих поставщиков. То есть предприятию не будут возмещать НДС, если кто-то из его поставщиков допустил нарушение.
– Какой подготовительный период должен предшествовать введению системы спецсчетов?
– Нужно принять решение о переходном периоде и отредактировать закон об НДС. Мы берем год-два и за это время урегулируем все сложности. После этого вводим в силу новый простой и понятный закон. К примеру, в Киргизстане закон об НДС по объему занимает тридцать страниц. У нас же, несмотря на то, что Кабинет Министров ежегодно издает множество дополнительных инструкций и методичек к закону, до сих пор нет трактовки основных понятий. К примеру, не ясно, что такое подтвержденный НДС. А ведь проверки проводятся с целью подтвердить уплату налога. Не определены также рамки проверок. Считаю, что государство и бизнес должны начать работу в этом направлении с чистого листа. Если мы введем в действие этот закон, государство должно предварительно рассчитаться со всеми своими долгами по НДС.
– НДС — один из бюджетообразующих налогов. Как отразится уменьшение ставки до 15% на выполнении бюджета?
– Мы предлагаем снижение ставки налога не сразу, а через год после введения системы спецсчетов. Это нужно сделать для того, чтобы была возможность увидеть реальный баланс по этому налогу. Мы прогнозируем, что введение прозрачной системы администрирования налога увеличит поступления на 30%. В результате даже после снижения ставки, будет прирост сборов по НДС.
– Каким образом будут администрироваться спецсчета? Кто с вашей точки зрения должен платить за обслуживание этих счетов? Может ли это быть государство?
– Введение НДС-счетов отменит необходимость в ведении отдельного НДС-учета. Не нужно будет заполнять налоговые накладные. Это сэкономит время и деньги для предприятий. После открытия НДС-счетов банки смогут получать дополнительные средства за их обслуживание. С другой стороны, средства, которые будут аккумулироваться на этих счетах — это деньги государства. Администрирование налога это дело государства, и траты за обслуживание таких счетов оно может взять на себя. Также возможен вариант соглашения с банками по обслуживанию таких счетов по сниженным тарифам.
– Сможет ли закон получить поддержку у депутатов из фракций большинства?
– Здесь нет политики, это сугубо экономический закон. Поэтому никакой «партийной стадности» не должно быть. Я никому не навязываю этот закон как догму. Считаю, что его нужно обсуждать и вносить правки. Его в любом случае нужно будет состыковать с уже действующим законодательством.
Катерина Прищепа
«ДЕЛО»
e-news.com.ua