• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Отбросы дорогого стоят

    Опубликовано: 2006-11-13 12:53:27

    Продажа «экологических квот» в рамках Киотского протокола – один из ключевых источников инвестиций на модернизацию экологически опасных производств. «Цена вопроса», по подсчетам экспертов, составляет $11 – 15 млн.

     

    На прошлой неделе мир увидел самое фундаментальное из когда-либо написанных исследование о влиянии климатических изменений на мировую экономику. Его автор Николас Штерн, бывший экономист Всемирного банка, более чем пессимистичен – если ничего не предпринять, экологические проблемы могут привести к потере от 5 до 20% мирового производства. За этими сухими цифрами – потери от затоплений прибрежных районов, засух, ураганов и наводнений. Впрочем, кроме апокалиптических прогнозов, автор отчета предлагает и решение – расширение на весь мир существующей схемы торговли квотами на эмиссию парниковых газов. К Украине это будет иметь непосредственное отношение, несмотря на то, что население и власти пока мало обеспокоены вопросами экологии. Во-первых, Украина сейчас обладает одним из самых больших объемов свободной квоты на выброс парниковых газов, во-вторых, быстрый рост экономики уже через несколько лет заставит страну построить свою систему рыночного регулирования эмиссии парниковых газов.

     

    Деньги за воздух

     

    По оценке специалистов Всемирного банка, получение Украиной средств от продажи свободных квот на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола составит в общей сложности порядка $15-17 млрд. Украинские эксперты более пессимистичны и оценивают стоимость украинской квоты в $11-13 млрд. Эти огромные суммы завораживают украинцев – почти второй «клад Полуботка»… Такой подарок Украина получила в ходе переговоров – тогда ограничения для страны были закреплены на уровне 1990 года, сейчас же экономический спад привел к тому, что сегодня почти 400-500 млн. тонн из годовой квоты в 1,7 млрд. тонн остаются «свободными».

     

    В реальности пока что Украина и отечественные компании не могут полностью воспользоваться свободными «мощностями» и заработать на этом деньги. Дело в том, что рыночные продажи разрешений на эмиссию парниковых газов существуют только в отдельных странах или регионах. Например, в Европейском Союзе или Канаде (см. «Как работает рынок экологии»). Для Украины и других развивающихся стран предусмотрены иные механизмы торговли квотами. Их суть сводится к тому, что в обмен на квоты по выбросу углекислого газа (СО2) – а пока учитываются только его эмиссии – украинские предприятия и государство могут получить финансирование лишь под проекты, сокращающие эмиссии вредных газов. Механизм утверждения подобных проектов довольно громоздок и включает в себя оценку проекта и экологического эффекта отечественным Минприроды и международными организациями. На практике это приводит к длительному (более года) согласованию проектов и затратам по подготовке нужной документации (до 100 тыс. евро).

     

    Впрочем, состояние украинской тяжелой промышленности (металлургии, электроэнергетики, нефтепереработки, угольной и цементной отраслей) таково, что в принципе любая крупная реструктуризация этих отраслей может быть профинансирована за счет денег от продажи квот. Проблема состоит только в том, что обычно за счет этих средств можно профинансировать менее 50% затрат на подобные проекты, остальные деньги придется изыскивать собственникам экологически опасных производств. 

     

    Отсутствие прямого доступа на уже существующие рынки «парниковых газов» обусловлено прежде всего тем, что механизм торговли пока только «обкатывается» в основных регионах потребления – ЕС, Канаде и Японии. А в «проектах совместного осуществления» стоимость тонны углекислого газа обычно ниже котировок на свободном рынке. Украинским предприятиям европейцы предлагают $8-9 за «единицу снижения выброса» (ЕСВ обычно измеряется в тонне углекислого газа). В то же время, отмечает директор Института проблем экологии и энергосбережения Сергей Ермилов, последние торги на биржах Европы зафиксировали максимальную котировку квот по 28 евро за тонну, а в среднем – 15-20 евро.

     

    Иностранные компании не готовы за такие деньги приобретать квоты украинских компаний, ссылаясь на значительные риски при сотрудничестве с ними. Чтобы поднять стоимость украинских ЕСВ, считают эксперты, необходимо устранить ряд рисков. Обычно при утверждении инвестпроектов и передаче квот в обмен на деньги от предприятий требуют банковские гарантии на всю сумму инвестиций. Кроме того, риски существуют и в сложной процедуре утверждения проектов и передачи квот украинским правительством – достаточно сказать, что у нас пока не создан национальный реестр эмиссии углекислого газа и до конца не отлажена система оценки инвестиционных проектов.

     

    Жалобы украинцев на низкую цену также не совсем оправданы, ведь общеевропейская торговля квотами на парниковые газы работает сегодня не идеально. Так, в июле этого года котировки на европейском рынке резко упали с 30 евро до 10 евро за тонну – причиной стала новая статистика эмиссии европейскими предприятиями. Оказалось, что многие страны обеспечили себе квоты «с запасом», и объем потенциального спроса был переоценен.

     

    Уже в процессе

     

    Несмотря на то, что процедура согласования проектов в Украине только утверждена государством, иностранные инвесторы уже заинтересованы в совместных проектах с украинскими предприятиями по схеме «инвестиции в обмен на квоты». Дело в том, что вторая фаза развития европейской торговли парниковыми газами (а ЕС – единственный регион, где существует обязательный межгосударственный рынок) предусматривает продажу на рынке квот, купленных и в других странах. Иностранная компания инвестирует в снижение выбросов на украинском предприятии в обмен на квоты. Первые проекты в Украине уже заработали. К примеру, в начале сентября текущего года шахта им. Засядько продала фондам из Австрии и Японии квоты на выбросы парникового газа на 2,5 млн. евро. Всемирный банк и энергогенерирующая компания «Укргидроэнерго» подписали соглашение о продаже 1 млн. тонн ЕСВ Нидерландскому европейскому углеродному фонду, который управляется ВБ. Об этом сообщил Дмитрий Глазков, руководитель проектов Всемирного банка, осуществляемых с «Укргидроэнерго». Причем «Укргидроэнерго» имеет возможность увеличить объем продаж квот еще на 400 тыс. тонн.

     

    По словам Александра Глазкова, заключение подобного соглашения стало возможно после того, как 13 августа этого года украинское Министерство охраны окружающей среды утвердило процедуры подачи и рассмотрения подобных проектов. Возможность продажи квот появилась в результате реализации «Укргидроэнерго» совместно с Всемирным банком проектов по увеличению производства электроэнергии. «На сколько увеличится производство электроэнергии на гидроэлектростанциях «Укргидроэнерго», на столько же уменьшится производство на тепловых электростанциях. Поскольку при производстве энергии на гидроэлектростанциях в атмосферу выходит меньше парниковых газов, и это позволяет продать разницу», – объясняет Глазков.

     

    Готовится к продаже квот и «Миттал Стил Кривой Рог» – руководство меткомбината подписало кредитное соглашение с ЕБРР на $200 млн., но вопрос цены будет оговариваться на переговорах. Кредит будет направлен на программы энергосбережения, что также позволит меткомбинату уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу. На сколько снизятся выбросы газов в атмосферу, на предприятии пока не знают, уверены только в одном – что существенно. По словам предправления ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» Нарендра Чодери, модернизированная производственная система сегодня позволяет вести учет выбросов в эквиваленте СО2, тогда как предыдущая система подобного не позволяла. Представители Mittal Steel не исключают, что они сами могут стать покупателями квоты для передачи ее на европейские предприятия концерна ArcelorMittal.

     

    Возможность продажи квот на выбросы планируют и другие украинские промышленные компании. Председатель правления компании «Крымский титан» Евгений Дмитриев сообщил, что предприятие изучает вариант продажи квот, однако конкретных предложений о покупке к ним еще не поступало. А «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) закупает оборудование у японской компании Sumitomo, которое гарантированно позволит снизить выбросы парниковых газов. Корпорация, по словам вице-президента «Индустриальной группы», управляющего активами ИСД Александра Пилипенко, ведет переговоры о продаже своих квот. Но предметно говорить об этом ИСД будет после запуска нового оборудования.

     

    Как могут работать проекты в рамках продажи квот на практике? Одним из наиболее крупных проектов может стать продажа квот на эмиссию СО2 в рамках реконструкции Подольского цементного завода. Реконструкция этого комбината, принадлежащего ирландскому концерну CRH, предусматривает переход с «мокрого» производства цемента с использованием газа на «сухой», где основным топливом будет уголь. Стоимость проекта составляет 140 млн. евро, что является крупнейшей инвестицией в цементную отрасль Украины с 1991 года. В результате его реализации сокращение эмиссии парниковых газов может достичь 3 млн. тонн углекислого газа (примерно по 700 тыс. тонн в год). Авторы предварительного проекта, который подан на рассмотрение как Минприроды, так и специального органа ООН, прогнозируют цену квоты на уровне 15 евро за тонну. Соответственно, в случае утверждения этого проекта и продажи квоты инвесторы смогут обеспечить себе около трети необходимых денег.

     

    Государство не может определиться

     

    Киотский протокол может стать источником привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновляющие источники энергии. Именно эти отрасли преимущественно и являются главными загрязнителями воздуха – на долю энергетики приходится половина выбросов углекислого газа. Сейчас на рассмотрении в Минприроды находится целый ряд проектов, связанных с инвестициями в коммунальный сектор – теплокоммунэнерго и переработку мусора. В частности, за счет продажи квот планируется частично финансировать реконструкцию теплосетей Винницы, Мариуполя и Ивано-Франковска.

     

    Кроме того, перспективными являются инвестиции в улавливание метана в украинских шахтах. На стадии разработки находятся планы по снижению выброса метана на шахтах «Комсомолец Донбасса» и им. Скочинского.

     

    Но приходу инвесторов препятствуют несколько обстоятельств. Среди них – отсутствие процедур рассмотрения проектов и действенных механизмов их внедрения. Даже орган власти, регулирующий эти вопросы, создан недавно и работает считанные месяцы. А роль государства в торговле квотами сейчас основная. Согласно Киотскому протоколу, частные компании имеют право продавать высвободившуюся квоту, но после согласования   с государством. Именно государство является владельцем квот на выбросы, которые, собственно, и торгуются на рынке. Схема торговли, по крайней мере, в Украине, выглядит следующим образом. Государственная квота разделена между предприятиями, но первоначальным собственником квот на выброс является государство, т. е. общество в целом. В случае достижения компанией соглашения о продаже своей квоты она обращается к Минприроды за разрешением. Подписание от лица государства письма одобрения проекта означает предоставление собственнику проекта полномочий по заключению договора на передачу ЕСВ инвестирующей стороне, т. е. фактически наделяет его правом собственности на ЕСВ.

     

    Минприроды намерено заключить с каждым государством, выступающим в качестве инвестора, отдельный Меморандум о взаимопонимании. Между тем, из-за отсутствия необходимых документов, которые должно было разработать правительство, участники рынка, в частности владельцы квот, вынуждены вести согласовательные работы непосредственно с контролирующими органами Европы. Это удлиняет срок процедуры до 12-18 месяцев и повышает издержки предприятий, в то время как существует более легкий вариант реализации квот, согласно которому все продажи проводятся на внутреннем рынке. Срок подобных процедур составляет до шести месяцев.

     

    Пока украинцы завершают формирование своего законодательного поля, соседняя Европа планирует расширить систему торговли парниковыми газами на большинство отраслей, включая транспорт. Это увеличит объем рынка. Кроме того, сейчас разрабатывается схема работы рынка после 2012 года, когда заканчивается действие Киотского протокола. Наиболее вероятным вариантом является создание общемирового рынка торговли квотами – не исключено, что именно тогда Украина сможет торговать квотами напрямую. Задуматься украинскому правительству стоит и о создании внутреннего рынка торговли квотами – после 2012 года страна может стать не только поставщиком квот, но и их потребителем, учитывая бурное развитие металлургии и энергетики.   

     

    Как работает рынок экологии

     

    Фактическими покупателями квот являются отдельные предприятия стран ЕС, которые взяли на себя обязательства по снижению выбросов на 5,2% по сравнению с показателями 1990 года. Торговля идет через посредников – отдельных брокеров или биржи. В Европейском Союзе торговля квотами идет через свою систему торговли – EU Emissions Trading Scheme (ETS), аналогичные рынки существуют в Великобритании. Япония и Канада создадут торговые системы в 2008 году, и вполне вероятно, что она будет работать вместе с ETS.

     

    Ожидается, что в 2008 году Украина и Россия будут более активными на рынке. Это связано с тем, что в ЕС через два года в торговлю будет включена эмиссия не только углекислого газа, но и всех парниковых газов. Тогда ограничения на эмиссию газов будут введены и для авиаотрасли.

     

    Деньги, которые получат от продажи квот украинские предприятия, должны будут направлены на снижение эмиссии парниковых газов – через так называемый проект совместного осуществления (Joint Implementation (JI). Например, в обмен на квоты электростанции, работающие на угле, могут быть реконструированы или заменены на парогазовые. В принципе, под эти параметры подпадают большинство инвестиционных проектов украинских компаний в металлургии, энергетике и цементной отрасли.

     

    По аналогии работает и схема Clean Development Mechanism, которая              предусматривает обмен квот предприятий из развивающихся стран в обмен на кредиты, направленные на снижение выбросов в атмосферу. Эта схема довольно сложная и требует долгого согласования, хотя, к примеру, в 2005 году объем торговли квотами по 72 проектам превысил 620 млн. евро.

     

    Тарас Жирош

    ИнвестГазета

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.