Пока россияне ответили украинским визитерам — дорого. Впрочем, как считают российские аналитики, трубный бизнес Виктора Пинчука интересен Объединенной и Трубной металлургической компаниям, а “Днепроспецсталь” — “Мечелу”, а железорудные активы привлекают всех без исключения российских металлургов. Однако пока что россияне торгуются, утверждая, что риски, связанные с оформлением на себя этих активов, могут в три раза уменьшить стоимость бизнеса “Интерпайпа”. Как известно, Forbes оценил состояние Виктора Пинчука в 1,3 млрд. долларов, однако реальная стоимость предприятий одного из богатейших людей Украины — раза в два больше.
В Украине информация о том, что после прихода “оранжевых” к власти зять экс-президента продаст свои активы и станет “человеком мира” муссируется уже несколько месяцев. Впрочем, получить достоверную информацию о распродаже первой украинской компании со всеми признаками транснациональной, еще не удавалось никому. Возможно, и на этот раз речь идет не о банальной распродаже, а перегруппировке и поиске союзников в среде российских миллиардерах. Впрочем, несомненно, перспективные партнеры Пинчука прекрасно представляют, с кем им придется иметь дело в Украине, раз речь зашла о “спорных” активах.
“Несистемный” капитал
Пожалуй, главное, в чем стоило бы упрекнуть Пинчука — это в том, что он поздно стал интересоваться содержимым украинских недр. Получив под контроль Никопольский трубопрокатный и Новомосковский трубный заводы, бизнес “Интерпайпа” оставался зависимым от ценовой политики рударей и металлургов. Впрочем, конкуренция за ГОКи Кривбасса в середине 90-х была жесткой — за руду боролись структуры Юлии Тимошенко, SCM, “Привата”, российская “Смарт-групп” и кандидаты помельче. После приватизации “Криворожстали” и Криворожского железорудного комбината “Интерпайп”, казалось, был близок к выстраиванию собственной металлургической интеграции. Но, похоже — слишком поздно. Сейчас, при полном неприятии новой власти, перспективы совместного проекта Пинчука и Ахметова — “Криворожстали” — решает Европейский суд, а едва наметившийся совместный бизнес “Интерпайпа” и “Привата” — КЖРК — успел подвергнуться нападкам прежних хозяев подземного Кривбасса. В настоящее время за КЖРК идет вялотекучая борьба в судах между старыми и новыми менеджерами, но по всей видимости комбинат может быть показательно национализирован.
Зато Виктор Михайлович преуспел в создании медиа-холдингов, скупив половину общенациональных телеканалов — “Новый канал”, СТБ и ICTV — и в последние годы достаточно основательно влиял на потоки информации о жизни в стране, доходившие с экранов телевизора до рядовых граждан. Делалось это не в пример толерантнее тех же эсдеков. Но и такой концентрации украинского вещания по типу Берлускони яро противятся украинские власти. По слухам, на региональный телепроект Виктора Пинчука — “11 телеканал” в Днепропетровске уже имеются охочие. Ранее лучшая телестудия региона принадлежала людям, близким Павлу Лазаренко, и не исключено, что ее тоже придется продать. Особняком стоит информация, опять же из российских источников, что в настоящее время “Альфа-банк” проводит due-dilligence УкрСоцБанка и не прочь прикупить еще несколько банковских активов Виктора Михайловича. А раз так, речь скорее всего может пойти и о продаже “Альфе” днепропетровского АКБ “Кредит-Днепр”.
Энергетические войны Конфликт между “Интерпайпом” и “Приватом” за обладание жемчужиной украинского ферросплавного производства — крупнейшим в Европе Никопольским заводом ферросплавов давно стал притчей во языцех. Если соседний Никопольский южнотрубный завод удалось реструктуризировать и поделить сравнительно безболезненно, то НЗФ — самодостаточен, и потому очень нужен “Привату” для создания собственной ферросплавной группы. Помнится, накануне приватизационного конкурса, киевских журналистов сразила демократичность еще одного видного украинского олигарха — Игоря Коломойского, не поленившегося посетить пресс-конференцию о радужных перспективах НЗФ при новых собственниках и задать представителям Пинчука ряд неудобных вопросов. Объединив Запорожский, Стахановский и Никопольский ферросплавные заводы, “Привату” удалось бы стать серьезным игроком на мировом рынке, но пока не сложилось. Сейчас опротестовать конкурс по продаже завода намеревается Генпрокуратура, и судя по всему “Приват” от НЗФ не отступится, а борьба за никопольские ферросплавы в ближайшее время станет главной новостной “фишкой” украинских СМИ. Еще одним “полем”, на котором уже начали сражение украинские олигархи является — энергетическое. Если еще недавно десяток украинских облэнерго делили между собой российский бизнесмен Константин Григоришин и украинский — Виктор Пинчук, с перспективой дальнейшего переоформления на последнего, то сейчас — о наличии своей доли в энергетическом бизнесе, совместно с Григоришиным, заявил Игорь Коломойский. Таким образом, полная конфигурация бизнеса “Интерпайпа” вырисуется лишь после затяжных судебных разбирательств и трудных переговоров всех заинтересованных сторон. Возможно, новому украинскому Президенту — Виктору Ющенко и удастся сделать то, что у его предшественника получилось лишь наполовину — усадить за стол и примирить немногих украинских мультимиллионеров с одинокими миллиардерами. Но захочет ли Ющенко это делать — неизвестно. На богатую промышленную инфраструктуру страны всегда были и будут охочие.
При этом, конечно, категорично говорить о полной сдаче своих позиций и уходе на покой еще недавно одного из виднейших украинских бизнесменов было бы очень просто. В конечном счете, все будет зависеть от бойцовских качеств Виктора Михайловича и его лоббистского потенциала, который время от времени полнится если не “Виртуозами Москвы”, так Жераром Депардье. Или того пуще — мировым конструктором “шахматных досок” — Збигневом Бжезинским.
Инф. УкрРудПром
e-news.com.ua