• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Бюджетный кодекс обновить?В Верховный Совет Украины внесен новый проект Бюджетного кодекса

    Опубликовано: 2005-10-07 15:33:00
    15 сентября с.г. народными депутатами Валерием Асадчевым и Юрием Костенко на рассмотрение в парламент был внесен очередной проект Бюджетного кодекса Украины № 3700 (проект БК).
    Как сказано в пояснительной записке к проекту БК, новая редакция Бюджетного кодекса Украины урегулирует многие правоотношения, имеющие отношение к бюджету, но не урегулированные или регулируемые противоречивыми нормами действующего кодекса 2001 года.
    О доходах и расходах...
    Прежде всего проектом БК урегулированы вопросы систематизации доходов, расходов, определены инструменты управления долговыми обязательствами, унормирована единая бюджетная классификация доходов, расходов, финансирования бюджета и долга.
    Так, согласно законопроекту, доходы формируются не только из таких источников, как налоговые, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, трансферты, непредвиденные доходы (гранты, подарки, спонсорские взносы), но и из доходов бюджетных учреждений и целевых бюджетных фондов.
    При этом проект БК дает конкретное разъяснение (в отличие от действующего БК) каждого из таких источников доходов бюджета. К примеру, доходами бюджетных учреждений проект определяет доходы, полученные ими за предоставление установленных законом услуг, а также услуг, предоставленных ими на договорных условиях. Причем доходы бюджетных учреждений привлекаются в тот бюджет, из которого выделяются средства на содержание бюджетного учреждения.
    Проект БК разъясняет, что непредвиденные доходы, поступающие в денежном виде, привлекаются к доходам бюджета, которому такие доходы направлены или подарены. К слову, такие непредвиденные доходы не могут быть средствами бюджетного учреждения, если такое бюджетное учреждение или должностное лицо бюджетного учреждения оказывали содействие привлечению этих средств. Учет и зачисление таких средств может осуществляться исключительно через бюджет, из которого финансируется соответствующее бюджетное учреждение. Иначе прямое зачисление непредвиденных доходов на счета бюджетного учреждения влечет за собой бесспорное списание таких средств в соответствующий бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.
    Кроме четкой систематизации доходов бюджетов, в проекте БК также регламентирована система расходов, включающая расходы бюджетов и погашение основной суммы долговых обязательств. Примечательна широкая регламентация требований к расходам бюджетов, процедуры формирования расходов бюджетов, порядка финансирования расходов и т.д., тогда как в действующем БК законодатель ограничился лишь утверждением состава расходов Госбюджета.
    Бюджетные правонарушения
    Кроме того, урегулированы вопросы кассового исполнения Государственного и местных бюджетов органами Государственного казначейства, внутреннего и внешнего контроля за использованием бюджетных средств, проведена классификация бюджетных правонарушений и конкретизирована ответственность за правонарушения, наносящие убытки бюджету.
    В частности, если действующий БК устанавливает лишь ответственность за отдельные виды нарушений (например, за несвоевременное и неполное представление отчетности о выполнении соответствующего бюджета, представление недостоверных отчетов и информации о выполнении бюджета и проч.), проект БК предлагает разделить бюджетные правонарушения на правонарушения, которыми нанесены убытки бюджету, и правонарушения, которыми не нанесены убытки бюджету.
    К правонарушениям, которыми нанесены убытки бюджету, относятся также небюджетные правонарушения, следствием которых стали прямые убытки (прямые непредусмотренные расходы) соответствующего бюджета.
    Также в проекте БК четко определена ответственность за конкретные виды правонарушений. К примеру, нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой административную или уголовную ответственность. Ненадлежащее оформление платежных документов влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. А нарушение бюджетного процесса приведет к привлечению виновных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Причем административная или уголовная ответственность будет применяться в случаях, когда бюджетные правонарушения нанесли убытки соответствующему бюджету. При этом административная ответственность будет применяться в случаях возвращения в бюджет средств, использованных при нарушении бюджетного процесса. Дисциплинарная же ответственность может применяться в случаях, когда бюджетные правонарушения не привели к убыткам бюджета.
    Предусмотрены в проекте БК и виды ответственности за неисполнение актов реагирования контролирующих органов. Так, за неисполнение предупреждения такого органа может применяться дисциплинарная ответственность, а за неисполнение предписания и представления контролирующего органа применяется уголовная ответственность.
    Кроме того, в проекте БК установлена ответственность за небюджетные правонарушения, которыми нанесены убытки соответствующему бюджету. Согласно проекту БК, любые правонарушения или незаконные решения, следствием которых стало возмещение средств из бюджета, являются нанесшими убытки бюджету, из которого состоялось такое возмещение. За нанесение убытков бюджету вследствие небюджетных правонарушений наступает административная или уголовная ответственность, при этом административная ответственность применяется в случаях возвращения в бюджет суммы средств, которые были бесспорно взысканы из бюджета.
    Межбюджетные проекты
    Проект БК устанавливает иные взаимоотношения между Государственным и местными бюджетами, значительно упрощает трансфертные взаимоотношения между бюджетами, реализует принцип их независимости.
    Так, согласно действующему БК, межбюджетные трансферты могут предоставляться из Государственного бюджета местным бюджетам и наоборот (причем порядок такого предоставления конкретно не выписан), а в проекте БК межбюджетные трансферты прежде всего разделены на постоянные (дотация на образование, дотация выравнивания) и временные, а также предложен порядок их предоставления в соответствии с видами.
    Постоянные межбюджетные трансферты устанавливаются исключительно БК и могут быть изменены или отменены только путем внесения изменений в БК. Отметим, что постоянные трансферты будут учитываться при формировании и утверждении бюджета на каждый финансовый год. А временные межбюджетные трансферты могут устанавливаться Законом о Государственном бюджете, решением Верховного Совета АРК о бюджете и решением городского совета о бюджете.
    Процедура принятия Закона о Государственном бюджете
    Проект кодекса устанавливает иную, по сравнению с действующим БК, процедуру прохождения Закона о Государственном бюджете Украины в парламенте, которая соответствует требованиям Конституции Украины и определяет правовые последствия прохождения каждого этапа рассмотрения этого Закона.
    Проект БК дополнительно устанавливает границы вмешательства государственных органов в проект Госбюджета Украины. Так, субъекты права законодательной инициативы в Верховном Совете Украины не могут внести альтернативный официально представленному Кабинетом Министров Украины проект Закона о Государственном бюджете Украины.
    Представлять проект Закона о Госбюджете Украины, согласно проекту БК, будет премьер-министр или другое уполномоченное лицо по его поручению. Напомним, что, в соответствии с действующим БК, проект Закона о Госбюджете должен представлять министр финансов Украины.
    Также проект БК предлагает добавить в перечень оснований для отклонения парламентом внесенного проекта Закона о Госбюджете Украины возражения относительно размера или объема социальных гарантий и стандартов, на основании которых составлен проект Закона о Госбюджете.
    Проект БК также устанавливает право КМУ на непосредственное участие на всех этапах стадии рассмотрения проекта о Госбюджете в парламенте путем представления своих заключений, замечаний, а также выдвижения компромиссных предложений. Причем такие предложения КМУ будут рассматриваться по процедуре рассмотрения предложений народных депутатов.
    В проекте БК четко определяется круг вопросов, которые должен решить парламентский Комитет по вопросам бюджета при подготовке заключения к первому чтению, в который, в частности, будут входить проверка расчетов по всем источникам доходной части Госбюджета, проверка расчетов трансфертов местным бюджетам и т.д.
    После принятия проекта бюджета в первом чтении баланс бюджета, все разделы, принятые в первом чтении, не могут в дальнейшем пересматриваться, за исключением случаев, когда такой пересмотр будет инициировать Кабинет Министров Украины с соответствующим обоснованием, поддержанным парламентом. При этом запрещается пересмотр межбюджетных отношений в сторону уменьшения предоставляемых финансовых ресурсов местным бюджетам по любому принятому в первом чтении трансферту.
    В проекте БК указано, что Государственный бюджет Украины вводится в действие в соответствии с требованиями Конституции Украины и действующего законодательства и приобретает силу через 10 дней после его официального оглашения, если другое не установлено самим Законом Украины "О Государственном бюджете Украины" на соответствующий год, но не раньше его опубликования.
    Проект БК является во многих случаях альтернативным действующему БК. Кроме того, новый проект № 3700 значительно больше по объему в сравнении с действующим БК и охватывает более широкий спектр бюджетных правоотношений.

    Антонина ТИМОШЕНКО, «Юридическая практика»

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.