Два раза в одну воронку бомба не падает. А если воронка — целый город?
Килограмма тротила, рванувшего в Черкизове, хватило, чтобы страх вернулся. Телефоны перегружены: “Мам, вы где?”, “Милый, с тобой все в порядке?”, “Сидите дома, никаких магазинов”...
Родным погибших все равно, кто устроил взрыв — чеченские боевики или наши бандиты. Мы по-прежнему беззащитны перед нелюдями. Мы чувствуем, что рвануть может на каждом шагу: когда покупаешь тетрадки ребенку, едешь в метро или смотришь мюзикл.
10 трупов, 30 раненых, обычные люди, обычная толпа на рынке. Обычный взрыв в обычном российском августе...
Рынок “Евразия” — один из многих в череде бесконечных торговых рядов черкизовской барахолки. Открывается в 9.00, но аборигены здесь днюют и ночуют. Основной контингент покупателей — приезжие из ближней провинции. Торговцы — граждане ближних и дальних азиатских республик, от Казахстана до Северной Кореи. Русскую речь здесь услышишь нечасто.
Вчера здесь был оптовый день — когда торговля ведется только партиями товара. То есть, в основном, на базаре были именно продавцы.
Взрыв прогремел в кафе, где питались в основном работники рынка. Один из них, таджик-грузчик Мурад, перед смертью успел сказать пророческую фразу.
— Мне друг только успел сказать: “Сегодня жарко будет”. И пошел в кафе, — с грустью говорит его знакомый. — Я повернулся спиной, отошел шагов на 50, и тут рвануло.
Мурад погиб. Его в отличие от прочих опознали довольно быстро. Родственникам остальных вновь придется пройти через страшную процедуру в морге. Водитель “скорой помощи”, привезший в больницу первого пациента, сказал “МК”, что после взрыва остались целыми лишь 3—4 тела. Остальных буквально разорвало на куски.
— Там фактически ничего от людей не осталось. Вокруг месиво из человеческих останков, полно крови. Это ужасное зрелище, такого я еще никогда не видел.
От источников, близких к следствию, нам удалось выяснить, где именно была заложена бомба. Ее оставили между двумя контейнерами, у входа в китайское кафе — с таким расчетом, чтобы легкие конструкции развалились, как шалаш из веток. Так и случилось — взрывом разметало все на площади примерно 200 кв.
метров. Погибли все, кто был в тот момент в кафе, в основном простые торговцы. Большинство из них в этот момент завтракали — владелец питейного заведения славился тем, что лучше других готовит чебуреки. Несколько женщин стояли в очереди в туалет — их тоже смело взрывной волной. Кроме того, в “мертвую зону” попали случайные прохожие, шедшие мимо злополучного кафе.
Первая версия о взрыве газового баллона рождается не вдруг. В чебуречной использовался и обычный пропан, и углекислый газ.
Но очень скоро становится ясно: у большинства пострадавших минно-взрывные травмы. Таких при взрыве обычного газа не бывает. Значит, теракт?
Это подтверждает и вышедший к журналистам первый вице-мэр Москвы Владимир Ресин:
— По данным на 12.00, произошел взрыв безоболочкового взрывного устройства. 10 человек погибли, в том числе двое детей, 31 — госпитализирован.
Позднее информацию уточняет прокурор Москвы Юрий Семин.
— По моим данным, погибли 8 человек, 41 госпитализирован. По погибшим детям что-то сказать затрудняюсь: тела сильно пострадали, и мы не можем утверждать, ребенок это или просто человек маленького роста.
Пробираемся на место взрыва. Из-под разрушенного контейнера торчат ботинки. Смотрю внимательнее — и в ужасе отшатываюсь: не ботинки это, а ноги в ботинках. Кругом валяется множество обрывков оберточной бумаги, куски обшивки, разнообразная обувь (взрыв произошел в так называемом “обувном” ряду, на 41-й линии)… Выясняется, что газовый баллон все же взорвался — детонировал от бомбы.
36-летний Фарид плачет навзрыд. Его другу-земляку, как он только что выяснил, оторвало голову. Приятели расстались за пять минут до взрыва, и вот Фариду позвонили на мобильник. Вообще, сарафанное радио работает здесь отлично, и продавцы уже знают, кто погиб в результате страшного теракта.
— Вы моих не видели? Не видели? — спрашивает каждого прохожего цыганка средних лет. Это о ее дочерях говорят “возможно, дети”. Девочки пошли в туалет, когда рванула бомба. Найти их никто не может. Вообще, почти все жертвы трагедии — выходцы из Средней Азии. Среди раненых — один охранник.
К полудню рынок почти опустел. Вещевые ряды закрылись, в торговых жизнь едва теплится. Следователи продолжают опрос свидетелей. Находятся и те, кто видел, как двое мужчин оставили сумку возле кафе. Первый шок прошел, начинается рутина. Привычная, и потому особенно страшная.
В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ
•Как утверждают торговцы, им удалось схватить предполагаемых подозреваемых. Якобы таджики видели троих мужчин, которые оставили сумки возле кафе за 15 секунд до взрыва. И после того как рвануло, успели догнать и схватить двоих потенциальных террористов! От линчевания их спасла охрана. Задержанных передали в ОВД “Измайлово”. Впрочем, источник, близкий к следствию, заявил лишь, что этих людей зафиксировала установленная на рынке видеокамера. Имеют ли они отношение к взрыву, пока неясно: на одном кадре видны люди с пакетом, на другом — уже без пакета.
•Установлено, что мощность взрывного устройства составила 1,5—2 килограмма в тротиловом эквиваленте.
ТЕРАКТЫ НА РОССИЙСКИХ РЫНКАХ
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
19 марта 1999 г. — взрыв на Центральном рынке Владикавказа: 64 человека погибли, более 100 получили ранения.
9 июля 2000 г. — взрыв на Центральном рынке Владикавказа: 6 человек погибли, 16 получили ранения.
6 октября 2000 г. — взрыв на Казачьем рынке в Невинномысске: погибла женщина, 24 человека получили ранения.
8 декабря 2000 г. — взрыв на автостоянке Верхнего рынка Пятигорска двух начиненных пластитом машин: 4 человека погибли, 45 получили ранения.
24 марта 2001 г. — взрыв заминированного автомобиля возле Центрального рынка в Минеральных Водах: 21 человек погиб, более 50 были ранены.
19 августа 2001 г. — взрыв на Кировском вещевом рынке в Астрахани: 8 человек погибли, 70 были ранены.
10 ноября 2001 г. — взрыв на рынке “Фаллой” во Владикавказе: 5 человек погибли, 66 получили ранения.
28 апреля 2002 г. — взрыв на Центральном рынке Владикавказа: 10 человек погибли, 40 были ранены.
4 июня 2004 г. — взрыв на Кировском рынке в Самаре: 11 человек погибли, 70 пострадали.
ЧТО ДУМАЮТ ЧИТАТЕЛИ (ВЗЯТО С ОДНОГО ИЗ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ)
— Странно, что на рынке для бедных. По идее, террористы должны взрывать богатых. Эффект, как это ни цинично, был бы больше.
— Только эти лампасы начинают рапортовать о своих успехах по предотвращению терактов, так тут же взрывается что-то. Молчали бы лучше и работу свою делали, а не медальки клянчили!
— Бесполезно, пока существует такая клоака, как вещевой рынок, он будет рассадником преступности со всеми вытекающими. Вспомните хотя бы какие-нибудь криминальные взрывы в крупных магазинах или теракты? А вот на рынках — да сколько угодно.
Московский Комсомолец