Роль Москвы в ближневосточном конфликте.
Исламисты в Кремле? Если президент Владимир Путин в скором времени собирается принять делегацию "Хамаса", то это не означает, что он становится на сторону тех, кто хочет сделать религию частью политики. Кремль скорее продолжает советские традиции: Советский Союз всегда был на стороне арабских государств и палестинцев во главе с Организацией освобождения Палестины (ООП). Значимые арабские государства были в списке стран, которым СССР поставлял оружие: Ирак, Египет, Южный Йемен, Сирия. Но что касается богатых нефтью государств Персидского залива – Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты – они были на стороне Запада (но не Израиля).
Вторжение Советского Союза в мусульманский Афганистан в 1979 году стало причиной острой вражды между Москвой и государствами Персидского залива: они финансировали движение сопротивления в этой религиозной войне. Пришедший в том же году к власти в Иране аятолла Хомейни из-за Афганистана вслед за США включил СССР в свой список "государств зла".
В то время как США до сих пор остаются союзником Израиля, после распада Советского Союза связи России с Ближним Востоком продолжали ослабевать; контакт с ООП тоже стал играть не такую важную роль. ООП из классического, в советском понимании, освободительного движения стала основой администраций автономных областей при Ясире Арафате и делала в этот период ставку на США и Европу. Тем временем Москва наладила хорошие отношения с Ираном. Йемен, между тем, снова объединился, Египет стал и до сих пор является главным после Израиля получателем американской денежной помощи, Ирак оккупирован американскими войсками. Из союзников у России осталась Сирия – слабый и опасный партнер.
Арабско-исламские государства реалистично оценивают, чего можно ожидать от Москвы: влияние супердержавы США слишком велико, чтобы снова рассматривать Россию, пусть обладающую ядерным оружием крупную державу, как надежного партнера в противостоянии США. Но так как большинство арабских властителей не намерены принимать американские требования демократизации и США пользуются плохой репутацией в регионе из-за войны в Ираке и из-за поддержки Израиля, то они могут видеть в Москве нужный противовес. А таким государствам, как Сирия, дружба с Москвой может принести еще больше: так, Россия была не прочь продавать Дамаску зенитные ракеты, что вызвало гнев Израиля и Америки. Иран, если атомный конфликт будет рассматриваться в СБ ООН, тоже будет надеяться на Москву, у которой с Тегераном хорошие экономические отношения, не подлежащие пока пересмотру.
Не имевшие до сих пор успеха попытки США установить новый порядок на Ближнем и Среднем Востоке дают России возможность побороться за влияние. Однако, будучи соавтором программы "Дорожная карта" по мирному урегулированию на Ближнем Востоке, Кремль не может полностью отрешиться от прежней политики. Путинский жест, направленный на сближение с "Хамасом", может быть попыткой получить больше влияния в регионе и показать, что он считается с новой расстановкой сил у палестинцев. Тем более что хорошие отношения с "Хамасом" могут оказаться выгодными во времена, когда исламисты набирают силу по всему миру.
Томас Авенариус, InoPressa
e-news.com.ua