Члены еврейской общины Ирана опасаются, что их сделают козлами отпущения, если стремление президента Ахмадинежада развивать ядерную программу кончится плохо для страны.
Представители общины, численность которой составляет 30 тыс. человек, говорят, что их уже считают потенциальной пятой колонной в стране после серии речей, в которых подстрекатель-президент объявил Холокост мифом и выразил презрение в адрес Европы за то, что она защищает "сионистскую сущность".
"Ахмадинежад решил выбрать самую легкую жертву, Израиль, – замечает Меир Джавенданфар, специалист по Ирану и директор аналитической организации Middle East Economic and Political Analysis Co. – Каждый раз, когда у Ахмадинежада будут возникать внутренние проблемы, он будет снова обрушиваться на Израиль, вновь и вновь используя этот инструмент".
Иранские евреи – у многих из них есть родственники в Израиле – отвечают мощными публичными опровержениями. Но в частном порядке они признают, что боятся спланированных политических атак в том случае, если США или Израиль нанесут воздушные удары по ядерным объектам Ирана.
В них до сих пор живы воспоминания о событиях шестилетней давности в южном городе Шираз, где 13 иранских евреев и 8 мусульман были обвинены в шпионаже в пользу Израиля. Многие сочли, что эти люди стали пешками во внутренней битве иранского режима: сторонники жесткой линии стремились поставить президента Мохаммада Хатами и его относительно умеренную администрацию в затруднительное положение.
Теперь появились признаки того, что Хатами и другие реформаторы используют евреев в попытке подорвать политическую программу Ахмадинежада.
Так, в этом месяце Хатами публично оспорил заявления президента, назвав Холокост "исторической реальностью". "Мы должны высказаться ясно и громко, даже если будет убит всего один еврей. Не забывайте, что одним из преступлений Гитлера, нацизма и немецкого национал-социализма была резня невинных людей, среди которых многие были евреями", – сказал Хатами.
Известная центристская газета Sharq тоже набросилась на Ахмадинежада: "Еврейский вопрос никогда не был проблемой для Ирана или ислама".
Эти дебаты заставили верховного лидера аятоллу Али Хаменеи высказаться в поддержку президента, несмотря на широко распространенные сообщения, что он недоволен Ахмадинежадом, недавно призвавшим стереть Израиль с карты.
После исламской революции 1979 года тысячи евреев уехали в Израиль, Западную Европу или США, опасаясь преследований. Но аятолла Рухолла Хомейни, первый постреволюционный верховный лидер, издал фетву, нацеленную на защиту евреев и религиозных меньшинств, что сократило их отток.
В Тегеране есть еврейский дом престарелых и еврейская библиотека с читальным залом, которым пользуются и мусульманские, и еврейские студенты университета. В столице есть также еврейская больница и 11 функционирующих синагог.
Харун Ясхаэли, лидер еврейской общины, в прошлом месяце написал открытое письмо Ахмадинежаду, спрашивая его, как он может "игнорировать неопровержимые доказательства высылки и резни евреев в Европе во время Второй мировой войны". Сомнения президента в реальности Холокоста, написал он, "вызвали возмущение народов всего мира и посеяли страх и тревогу среди небольшой еврейской общины Ирана".
В интервью Ясхаэли сказал: "В данный момент прямого политического давления на еврейскую общину не оказывается". Поясняя, что заставило его написать письмо, он отметил: "Это вопрос эмоционального стресса. Я был сильно разозлен тем, что сказал президент, и сказать ему, что я думаю – это мое право".
В последние месяцы евреи одержали несколько законодательных побед, сообщил Моррис Мотамед, еврейский депутат маджлиса, парламента. Одна из них положила конец практике, по которой еврейские семьи получали гораздо меньшую компенсацию, чем мусульманские семьи, если у них в результате несчастного случая погибал родственник.
Другой законопроект, который, как ожидается, будет утвержден в ближайшие месяцы, отменит дискриминирующие положения законов о наследстве.
Иранские евреи, однако, боятся, что этому прогрессу может помешать приближающаяся конференция, созванная Ахмадинежадом, с целью "изучения свидетельств Холокоста".
В таком климате, подчеркнул Мотамед, "негативная реакция после (американских или израильских) авиаударов становится реальной возможностью".
Джон Р. Брэдли, InoPressa
e-news.com.ua