В своем первом письме генеральному секретарю ООН в качестве министра иностранных дел Палестинской автономии один из лидеров ХАМАС Махмуд Захар заявил о готовности к конструктивному диалогу с Израилем. В письме министр выразил надежду на достижение мира и предупредил о том, что «колониальная политика» Израиля ставит под вопрос урегулирование, основанное – внимание! – на принципе сосуществования двух государств.
Изумлению сотрудников Кофи Аннана не было пределов. Ведь ХАМАС отказывался признать Израиль и, собственно, именно с этим, как и с упрямым нежеланием движения отказаться от террора, было связана невозможность диалога с новым палестинским правительством.
Приезд лидеров ХАМАСа в Москву, от которого ожидали хотя бы смягчения позиций боевиков, также не принес ничего утешительного: победители палестинских парламентских выборов своих принципиальных позиций не изменили. Чуда не произошло и на этот раз. Уже вскоре вызвавший недоумение текст из письма Махмуда Захара Кофи Аннану был объявлен… технической ошибкой.
В связи с этим вспоминается совсем другая история, приключившаяся с совсем другим министром. Уже на закате своей министерской карьеры Андрей Козырев выступил на одной из международных конференций с жесткой антизападной речью, перенасыщенной великодержавной риторикой. Когда изумленные коллеги немного отошли от первого шока, российский министр объяснил им, что просто пошутил – прочитал речь, которая могла бы появиться, если бы к власти в России пришли бы реваншисты, не поддерживающие реформы Бориса Ельцина.
Но что любопытно – если прочитать текст этой нашумевшей речи Козырева сегодня, она будет выглядеть удивительно либеральной. На самом деле – вольно или невольно – глава российского внешнеполитического ведомства произвел разведку боем, презентовав коллегам будущую внешнюю политику собственного государства. Уже через недолгое время либеральный Козырев будет все больше походить на себя же, но из «шуточной» речи. Чтобы в серьезность новых российских намерений поверили, в здание на Смоленской площади призовут матерого Евгения Примакова. И шуточную речь можно будет высечь в скрижалях. То, что кто-то считал риторикой, оказалось обыкновенной цивилизованной защитой национальных интересов.
Нечто подобное может произойти с письмом министра из ХАМАС. Объявленный технической ошибкой абзац недолго, но существовал в политической реальности. О нем говорили, ему удивлялись, его комментировали. Новость о том, что даже ХАМАС понимает, что на Ближнем Востоке есть место для еврейского государства может свидетельствовать не только о разведке боем, предпринятым новым главой палестинского внешнеполитического ведомства, но и о начале ожидаемого столкновения группировок в самом победившем на выборах движении.
Кто-то вписывает в важные письма крамольные абзацы, кто-то их вычеркивает, а все вместе и называется несовпадением интересов тех, кто готов взрываться до конца и тех, кто хотел бы насладиться всеми преимуществами власти, без реального политического процесса превращающейся в сухой звук выстрела.
"Политком.ru"
e-news.com.ua