Военное решение иранской проблемы действительно "рассматривается". Американский вице-президент Дик Чейни напомнил об этом 7 марта: "Соединенные Штаты рассматривают все возможности... Мы не позволим Ирану иметь ядерное оружие". Однако история показывает, что иногда Вашингтон приходится ловить на слове! Статья, опубликованная в журнале The New Yorker от 17 апреля, это подтверждает: "Белый дом верит, что единственным способом решить проблему является смена структуры власти в Иране, а это означает войну", – утверждает "советник" Пентагона, слова которого приводит журналист Сеймур Херш, но которого, тем не менее, опроверг лично Буш.
Через три года после иракской кампании перспектива воздушных ударов по "государству-изгою" вновь становится реальной. Но на этот раз противник может оказаться "крепким орешком". Это будет не Косово 1999 года, хотя даже там НАТО понадобилось 78 дней, чтобы согнуть Милошевича. Это и не талибский Афганистан 2001 года – нищая и слабо вооруженная страна. И это не саддамовский Ирак 2003 года, ослабленный предыдущей войной, 12 годами эмбарго и каждодневными полетами союзной авиации.
Хотя Иран и не располагает "четвертой по силе армией в мире", исламская республика вовсе не лишена возможностей для обороны. Прежде всего, это рассредоточение и защита особо важных объектов. В своем докладе эксперты Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Энтони Кордсмен и Халиль аль-Родан указывают на "проблемы выбора целей": "Многие важные объекты укрыты под землей, о многих других ничего не известно.
Инспекции МАГАТЭ выявили как минимум 18 объектов, но другие источники указывают, что их более 70". Часто эти объекты располагаются под землей. Для их уничтожения потребуются особого типа бомбы с "пробойниками", которые, прежде чем взорваться, способны пробивать железобетон. Новейшие системы типа BLU-116 не могут преодолеть больше пяти метров бетонных укреплений. Это много, но все же недостаточно, когда речь идет о десятках метров скальных пород. Сеймур Херш вспомнил о тактических ядерных зарядах B61-11. Но даже при применении бомб большой мощности, способных сровнять с землей холм (а такой вариант априорно исключается), остается все та же проблема: проникнуть в тоннели.
Устаревшая иранская авиация не сможет бороться с американскими самолетами. Но страна создает эффективную систему противовоздушной обороны. Только что Тегеран приобрел в России семь зенитно-ракетных комплексов "Тор-М1". Эта система малого и среднего радиуса действия является одной из лучших в мире. Правда, Москва пока отказалась продать Тегерану комплекс "С-300 ПМУ" (ракеты дальнего действия, более 150 км), не имеющий аналогов на Западе.
Продолжительные воздушные налеты приведут к истощению иранского арсенала. Но Тегеран не будет сидеть сложа руки: он ответит ракетными ударами по американским базам в Заливе и Афганистане, использует террористические группы или... поднимет восстание иракских шиитов. Так что даже "ястребам" есть о чем подумать.
Жан-Доминик Мерше, InoPressa
e-news.com.ua