После трех лет уговоров, угроз, давления и других, изощренных и не очень, методов воздействия на упрямицу Украину теперь, похоже, хотят… выпихнуть из ЕЭП.
О том, что им и втроем хорошо, Россия, Белоруссия и Казахстан заявляли, собственно, еще год назад, когда в Украине только сформировалась оранжевая власть, и еще было не ясно, что она думает по поводу дальнейшего участия/неучастия своей страны в Едином экономическом пространстве.
И вот, спустя год, раздаются примерно те же фразы, но произносимые уже более категорично и с большей обидой в голосе. «Не будем себя обманывать, и я неоднократно говорил, что нам было ни жарко ни холодно от создания ЕЭП», — заявил в прошлую пятницу Лукашенко, считающий, что остальной «тройке» имеет смысл сосредоточиться на работе в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Незадолго до того Назарбаев, будучи с визитом в Москве, предупредил, что «Россия, Казахстан и Белоруссия не будут ждать, пока Украина решит присоединиться к ЕЭП», и наиболее перспективным образованием также назвал ЕврАзЭС.
Путин же вообще выставил на прошлой неделе ультиматум — либо все, либо ничего: «Присоединением к ЕЭП мы будем считать подписание не части документов, а всего пакета». А на последнем заседании Группы высокого уровня (ГВУ) 14 апреля министр промышленности и энергетики РФ В.Христенко еще раз подчеркнул: не подписав пакет из 38 документов, необходимых для формирования таможенного союза (ТС), Украина не может участвовать в подписании остальных соглашений по формированию ЕЭП.
Кроме того, в последнее время в уже практически готовые документы, часть из которых украинская сторона действительно готовилась подписать, россиянами были внесены некоторые новшества, вообще перечеркнувшие для Украины возможность подписать хотя бы одно соглашение.
В результате тональность заявлений повысилась и с украинской стороны, и на этой неделе министр иностранных дел Б.Тарасюк назвал требование к Украине подписать весь пакет документов «превышением полномочий» со стороны России. Напомнив казанские договоренности президентов, он заявил: «Если это означает изменение позиций глав государств, то тогда Украина должна определиться с дальнейшим участием в ЕЭП». А премьер Ю.Ехануров в одном из интервью высказался вполне определенно: если россияне отказываются от ранее достигнутой договоренности о том, что сначала должна быть создана зона свободной торговли (ЗСТ), значит «Единое экономическое пространство находится на пути к провалу».
В общем, еще один канал напряженности в украинско-российских отношениях реанимирован. По чьей вине? Давайте разбираться.
В августе минувшего года на саммите в Казани президент Ющенко в который раз четко дал понять: Украину в ЕЭП интересует, прежде всего, зона свободной торговли, а участвовать в создании каких-либо наднациональных органов она не готова. Украинскую позицию вроде как поняли, и стороны на самом высшем уровне договорились продолжать разноуровневую и разноскоростную интеграцию.
Были даже озвучены конкретные даты: к 1 декабря 2005 г. собирались подписать пакет из 29 документов (якобы по ЗСТ), а к 1 марта 2006 г. — еще 15 (уже по ТС). В.Ющенко сразу оговорил, что Украина будет готова подписать лишь 15 соглашений из первых 29.
Но ни в декабре, ни в марте ни один документ в рамках «четверки» так и не был подписан. И за это время изменились не только сроки, но и позиция «тройки»: результатом январской встречи Путина и Назарбаева стало распоряжение к марту подготовить к подписанию пакет из 38 документов, «выводящих на уровень таможенного союза». Понятно, что Лукашенко ничего против не имел, а украинская позиция «сначала ЗСТ, потом все остальное» стала демонстративно игнорироваться. Впрочем, в марте все равно ничего не было подписано.
В результате Путин публично отчитал Христенко за срыв подготовки документов, а тот поспешил отрапортовать, что «первый пакет из 38 соглашений, являющихся основой для формирования таможенного союза, согласован, работа по этому пакету завершена». Было это 10 апреля. А 14 числа, как свидетельствуют наши источники, близкие к переговорному процессу, в документы снова вносились изменения, стороны снова выступали с новыми предложениями. Христенко же теперь обещает «окончательно согласовать все замечания по проектам документов» на заседании ГВУ 28 апреля, а в мае «можно будет говорить о подписании этих документов».
Но позволим себе в том усомниться. Хотя бы потому, что, как свидетельствуют наши источники, на сегодняшний день у белорусов на стадии подготовки к подписанию находится 23 документа, у казахов — 10, у россиян — ...три. Украинцы же, отнюдь, не в отстающих с практически готовыми 13 соглашениями. В общей же сложности Киев высказывал готовность присоединиться примерно к 40 из 85 документов, разрабатываемых в рамках «четверки». Участие же украинская сторона принимает в подготовке всех еэповских документов.
Такая тактика была избрана отечественной властью по нескольким причинам. Можно предположить, что, не желая с самого начала резко обострять отношения с Россией и приняв политическое решение продолжить участие нашей страны в ЕЭП, новая украинская власть хотела продемонстрировать партнерам бурную деятельность на этом поприще. Тем более что часть соглашений, не имеющих отношения к таможенному союзу, в самом деле, выгодна и нам. Кроме того, участие во всех переговорах позволяет быть в курсе планов и намерений партнеров.
Веским аргументом послужил и тот прискорбный факт, что, согласно базовому документу о создании ЕЭП, стороны, вопреки международной практике, не могут вносить свои оговорки в уже подписанные документы. То есть, если Украина не будет сейчас принимать участия в разработке какого-то соглашения, а в будущем обстоятельства сложатся так, что она захочет (или будет вынуждена) к нему все-таки присоединиться, то свои «пять копеек» вставить она уже не сможет и должна будет выполнять это соглашение в полном объеме.
Но, повторяем, на сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что Украина не может подписать даже те 13 документов, которые считала практически готовыми к подписанию. Дело в том, что примерно пару месяцев назад россияне в каждый готовящийся документ внесли новые пункты в т.н. заключительные положения. Одно из них фиксирует, что депозитарием (хранителем) соглашения является Комиссия ЕЭП. А в другом говорится о том, что спорные вопросы, которые хозяйствующим субъектам не удалось уладить в ходе переговоров, рассматриваются в неком Органе по решению споров.
Проблема для Украины заключается в том, что и Комиссия ЕЭП, и недавно придуманный Орган (скопированный, судя по всему, с Суда ЕС), являются наднациональными структурами, участвовать в которых и тем более подчиняться им Украина категорически не намерена. И, соответственно, документы о создании этих органов подписывать не собирается. О чем регулярно информировала своих партнеров по «четверке».
Поэтому, включив вышеуказанные пункты в каждое соглашение, россияне поставили Украину в безвыходное положение: ведь подписав теперь даже самый безобидный для нашего суверенитета документ, украинская сторона автоматически признает юрисдикцию наднациональных органов ЕЭП на своей территории. Все попытки украинских переговорщиков спасти ситуацию и внести в текст положения, сделавшие бы документы приемлемыми для Украины (например, записать, что для не членов Органа споры решаются согласно международным правовым нормам, имея в виду тот же Стокгольмский арбитражный суд), не увенчались успехом.
То есть Украину намеренно вынуждают отказаться от подписания каких-либо документов в рамках ЕЭП.
Зачем это делается? Трудно сказать. Ведь, как свидетельствуют наши источники, даже у самих россиян наблюдается явный разнобой в позициях. Например, министр экономического развития и торговли Г.Греф считает, что сначала все страны «четверки» должны вступить в ВТО, и уж только после этого можно будет говорить о создании ими таможенного союза.
А вот В.Христенко просто одержим идеей таможенного союза, только после создания которого члены ЕЭП смогут дружно, все вместе вступить в ВТО. Помнится, еще год назад, выступая перед участниками первого интеграционного форума ЕЭП, Христенко, не моргнув глазом, убеждал слушателей, что и у Европейского Союза последовательность интеграционных шагов начиналась с… таможенного союза. Кстати, наши переговорщики признаются, что стремление россиян создать объединение, буквально скопированное с ЕС, ощущается очень сильно. Мечтает о Евразийском Союзе и Назарбаев…
Может, желание осуществить мечту стало таким страстным, что от Украины, видящей совсем иные сны, решили избавиться, чтобы, наконец, совершить «интеграционный рывок»? Или, напротив, осознав бесперспективность реализации еэповского проекта в российско-казахском видении, нашу страну решили сделать «козлом отпущения»? Мол, это хохлы опять все испортили. Такой грандиозный проект из-за них сорвался, а ведь могли Европейский Союз за пояс заткнуть! Чем не оправдание для Путина, не сумевшего захомутать Украину? И время выбрано удачно: если похоронить ЕЭП сейчас и снова активно заняться ЕврАзЭСом, то об еэповской неудаче до знакового 2008 г. электорат уже забудет. А сейчас Украину можно и нужно в очередной раз показательно наказать к всероссийскому удовлетворению.
Или цели вовсе иные? И новые условия на переговорах по ЕЭП — это жесткие рамки, в которые нас собираются жесткими же методами загнать? Может, новые угрозы по поводу 230 долл. за газ звучат, в том числе и для этого? Кто знает?
Что будет делать в сложившейся ситуации Киев? Тоже вопрос. Хотя, похоже, громко хлопать дверью и демонстративно выходить из ЕЭП, несмотря на постоянные упреки, обвинения и давление, он желания не имеет. Во-первых, Украина реально сильно заинтересована в российском рынке и действительно хотела бы создать полноценную ЗСТ. Во-вторых, Виктор Ющенко всегда страшно боялся подозрений и обвинений в антироссийских настроениях, и в нынешних отнюдь непростых внутриполитических условиях получить клеймо «могильщика ЕЭП» ему совершенно не хочется.
Белорусский вице-премьер А.Кобяков месяц назад выразил уверенность, что все точки над «і» будут расставлены уже в самое ближайшее время: «После парламентских выборов в Украине и получения ясного сигнала от руководства этой страны мы будем точно знать, в каком интеграционном формате мы будем работать». Минск, Москва и Астана с нетерпением ожидают (или выжидают?) окончания украинской «коалициады» и формирования нового правительства. Интересно, неужели кто-то из них все еще верит в возможность брака с Украиной по любви?
Тогда напомним этим романтикам эпопею сопротивления надвигавшемуся ЕЭПу правительства Януковича… И заметим, что даже в разгар парламентской кампании, за два месяца до выборов Верховная Рада отказалась даже просто поставить в повестку дня проект всего-навсего заявления об ускорении процесса подписания соглашений в рамках ЕЭП. «За» проголосовало немногим больше полторы сотни депутатов. А проект обращения о необходимости первоочередного подписания межгосударственных соглашений по формированию ЕЭП не набрал и этих жалких полутора сотен…
"Зеркало Недели"
e-news.com.ua