• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Евгений Кушнарев: "Я не верю в создание оранжевой коалиции"

    Опубликовано: 2006-06-13 16:46:00

    Один из лидеров Партии регионов поделился своими мыслями о создании оранжевой или другой коалиции, о возможном сотрудничестве с БЮТ, и в частности, о Юлии Тимошенко.

    - Первое, вопрос, который, кроме футбола, волнует сейчас половину украинцев, - это будет ли создана помаранчевая коалиция, когда она будет создана и будет ли она дееспособна?

    -Я не верю в создание оранжевой коалиции и думаю, что этой мысли придерживается сегодня большинство украинцев, и виновата в этом сама оранжевая команда. Полтора года назад они пришли к власти. Люди им верили. Они много нам наобещали. А что мы увидели? Жить стало хуже, власть неэффективная и нечестная, никакой команды нет. И вот сегодня они говорят: "Мы снова объединимся и все будет хорошо". На самом деле все видят, что идет откровенная грызня за портфели.

    По моему мнению, расхождения между оранжевыми компаньонами сейчас намного большие, чем два месяца назад. Из-за этого я не верю в возможность их объединения и уже точно не верю в то, что они способны вместе эффективно работать ради интересов Украины и украинцев. У них разные программы, разное видение путей развития Украине и разные меркантильные желания. Именно поэтому это команда, в которой внутренние противоречия намного сильнее, чем силы, которые бы эту команду объединяли.

    - Т.е. в следующий раз, как депутаты снова соберутся в Верховной Раде - заседание снова закроют...

    - Думаю, что они не смогут его закрыть, поскольку это заседание поочередно будут вести разные люди, один из которых Адам Мартынюк, а он настроен на то, чтобы Верховная Рада работала. Другое дело – они могут попробовать принудить своих депутатов оставить зал, но я думаю, что более позорного шага для них тяжело уже придумать.

    В любом случае мы, Партия регионов, будем продолжать реализовывать нашу инициативу объединения народных депутатов, создание межфракционного большинства, лишь бы избрать руководство Верховной Рады, сформировать парламентские комитеты и приступить к работе. Это абсолютно не противоречит Конституции и не мешает созданию коалиции. Это лишь показывает, что во всех фракциях есть люди, которые хотят работать, они уже устали (а в оранжевых фракциях они уже и стыдятся того, что происходит), им нечего уже людям объяснять.

    - Может ли быть такой вариант, что коалиция будет создана лишь формально?

    -Если чисто теоретически, то такой сценарий, когда коалиция есть временной, а и.о. премьера будет Ехануров, возможно лишь на короткое время. Но я хочу задать такой вопрос: а что, Тимошенко с этим согласится, если ей не дадут пост премьера? Она что, со своей фракцией, которая почти вдвое больше фракции "Нашей Украины", будет обслуживать Еханурова? Могу вас уверить, что такого не будет. Это недееспособный вариант. Он может существовать лишь в теоретическом виде

    - Хочу отойти от вопросов коалиции и спросить вас о... „Новой Украине”.

    -"Новой Украине"? Той, которую я возглавлял?

    - Да, откуда вышло много политиков и элиты...

    -Да, я сложил с себя полномочия, распрощался со своими друзьями и больше я этой темой не занимаюсь. Ко мне даже информация не доходила, что там происходит.

    - Т.е. вы не в курсе о ее судьбе, судьбе ее членов..

    -Я абсолютно дистанцировался от этой темы. Я отдал ей больше 10 лет, но сегодня я занят уже другими политическими делами.

    - Теперь вернусь к вашему харьковскому периоду. Так вот, в Харькове вас считали более проукраинским политиком, чем, скажем, Шумилкина. Сегодня вы провозглашаете откровенно пророссийские вещи. С чем связано такое изменение - с изменением позиций или с желанием угодить электорату?

    -Я не боюсь сказать, что и с первым, и со вторым, но к этому я могу прибавить еще третье и четвертое.

    Во-первых, я был на государственной службе. Во-вторых, государство к тому времени проводило намного разумную политику относительно темы языка и национально-культурных вопросов. И поскольку русскому языку и русской культуре в Харькове и области, как и в других областях, в то время ничего не угрожало, я старался поддержать развитие украинского языка и украинской культуры. Я и сегодня готов это с радостью говорить, хотя я и не государственный служащий.

    Но сейчас я вижу совсем другую политику государства в языковой сфере. Это дискриминационная политика. Именно поэтому я и выступаю против нее. Если мы сбалансируем интересы русскоязычной и украиноязычной части Украины, найдем умный баланс между Востоком и Западом Украины - я с большим удовлетворением буду прикладывать много усилий для развития в равной мере украинского и русского языка. Я признаю украинский государственным языком, его уважаю и люблю, хотя объективно больше пользуюсь сегодня на русском языке.

    - Тогда - еще раз вернусь к Шумикину - как вы относитесь к позиции отступничества?

    - Отрицательно. Меня очень много раз предавали, от меня отступали, спасая себя. Более того, те, кто раньше гордился близостью ко мне и моим товарищеским отношением, оказывали содействие моему политическому уничтожению. Бог судья таким людям... Я с ними счетов не свожу, но уже никогда наши дороги не пересекутся.

    - Кого вы видите лидером Регионов на президентских выборах? Кто может взять на себя эту роль? Ринат Ахметов или, может, вы?

    -На сегодня это абсолютно безосновательная дискуссия, и никто в партии у нас такую тему не обсуждает. Мы заняты конкретными вопросами. В перспективе могу сказать, что мы не исключаем дальнейшей трансформации парламентско-президентской республики в плане механизма избрания Президента.

    - Вы уже сказали о новой модели, собственно, это была ваша личная инициатива провести законопроект о возможности избрания Президента в парламенте. Да?

    -Да.

    - Пока что эту инициативу не поддержали, но если Юля Тимошенко становится премьером, не есть ли само избрание Президента из парламента тем выходом, который не разрешит Тимошенко стать Президентом. И, возможно, именно при таких обстоятельствах депутаты и поддержат вашу инициативу?

    -Очень тяжело отвечать на вопрос, где так много если. Вот если Тимошенко станет..., то как будет это. А я скажу, а если Тимошенко не станет... Я все-таки ответственный политик, и мы не на круглом столе, где политологи могут разрешить создавать себе любые конструкции. Я отталкиваюсь от реальной практики, хотя, безусловно, стараюсь ее сопоставлять с теорией и опытом, который есть и в моей жизни, и в мире в целом. Безусловно, много факторов будут влиять на конфигурацию и состав претендентов на будущих президентских выборах.

    Я считаю, что мы не должны в 2009 году повторить ту остроту и противостояние, которые были между претендентами. Я думаю, что подвергать украинский народ такому испытанию - никто не имеет морального права. А вот как сделать, чтобы этой остроты не было? Один из вариантов - понизить статус Президента. Тогда автоматически повысится статус премьерского кресла, но премьер все-таки автоматически подконтрольный Верховной Раде.

    Премьер возглавляет коллегиальный орган. У него нет того количества единоличной власти, которая была и еще остается у Президента. Т.е. та модель более сбалансирована. Там шире распределенна ответственность.

    - Реально, чтобы ваша инициатива была поддержана в парламенте?

    -Я считаю, что при определенных условиях, это будет единственное спасение, за которое и ухватятся все.

    - То, что произошло в Крыму - это ошибка Президента или желание его фаворитов?

    -Я допускаю, так бывает, что Президента необъективно информировали, что-то недоговорили, где-то сместили какие-то правовые акценты, или убедили, что отступление от закона будет ликвидировано в ближайший срок: вот завтра коалиция проголосует, и все узакониться. Но нет, и перспективы это узаконить нет, поскольку социалисты на весь мир уже сказали, что они никогда не проголосуют о внесенном Президентом законе об иностранном военном контингенте.

    И Президент, вместо того, лишь бы признать, что была допущена ошибка, но он имел бы привлечь к ответственности всех, немедленно удалить из Украины эти войска и технику, а потом обращаться в Парламент и сказать "да, была допущена ошибка, мы ее исправили и подвергли наказанию виновных. Теперь я прошу восстановить сотрудничество с НАТО".

    Мы против сотрудничества не выступаем и не против, лишь бы по закону проводились учения. Раньше это было. Но лишь после того, как Президент признает ошибку, подвергнет наказанию виновных и удалит войска.

    - При Кучме Регионы не так сильно выступали против НАТО, теперь вы жестко подвергаете критике эту позицию руководства государства. Это потому, что изменилась политическая ситуация в стране, хотите увеличить свой электорат или это на руку капитала Регионов?

    -При Кучме мы не выступали против сотрудничества с НАТО. Мы и сегодня не выступаем против этого. Но при Кучме вопрос вступления в НАТО не стоял. И об этом громко никто не говорил. В Мадриде в 1997 году мы подписали Хартию сотрудничества с НАТО. И в рамках этой Хартии каждый год принимались планы и проводились разные обучения.

    Но сегодня, когда Президент без консультации с народом уже говорит о вступлении в НАТО, когда министр иностранных дел Тарасюк уже назначает даты вступления Украины в НАТО - сама эта тема набрала более острый характер. Но и при этом мы заявляем, что мы - за сотрудничество, но против вступления.

    - Очень много говорится о создании большой коалиции - между НСНУ и Партией регионов. А возможно ли создание коалиции между регионами и БЮТ?

    -Я думаю, что даже в чисто теоретическом плане этот вариант на сегодня невозможен. Дело в том, что создать такую коалицию для развития - практически невозможно. У нас разные программы, разное видение того, как должна быть построена власть в Украине. У нас, наконец, даже разные жизненные ценности. Идти на объединение с Тимошенко из чистой конъюнктуры, чтобы лишь поделить посты - я не соглашусь, как и партия в целом.

    И дело здесь не в обидах, которые она нам говорила не один раз. Дело в том, что мы на разных идеологических и цивилизационных позициях. У нас нет общего пути. Но, вместе с тем, мы признаем, что БЮТ сегодня - это реальная политическая сила. Если они будут в большинстве, а мы - в оппозиции, то так или иначе диалог между нами будет. Если мы будем в большинстве, а они - в оппозиции, мы будем признавать их и выстраивать какие-то отношения. Они представляют интересы 22% избирателей Украины, и с этим надо считаться.

    - В секретариате "Нашей Украины" говорилось, что в ближайшее время уже будет решаться вопрос должностей и портфелей в коалиции. По вашему мнению, кто получит эти портфели. И не следует ли Регионам в самый раз сейчас включиться в переговоры, чтобы и себе получить часть?

    -Я получаю минимум информации по этому поводу. Но какие посты они собираются делить? Так они на первом же голосовании провалят любую кандидатуру и покажут всему миру, что никакой коалиции нет. Сколько уже было этих обещаний и заявлений... Я думаю, что веры уже ни у кого нет.

    - Это что же тогда делать, если оранжевая коалиция не создастся? Создавать большую коалицию?

    -Первое, это начать работу Верховной Рады. Сегодня нет преград, лишь бы избрать спикера, заместителей и сформировать парламентские комитеты. Нужна лишь добрая воля и осознание своей ответственности не перед партиями, а перед народом. Ну а появится руководство Верховной Рады, мы приблизимся к месячному рубежу, который нас мобилизует, - и мы найдем платформу для создания межфракционного большинства.

    - Кого вы видите спикером?

    -На самом деле фигур, которые бы в этой ситуации могли бы эффективно выполнять эту роль - не так уже и много. Людей просто подготовленных - много во всех фракциях, но быть толерантным, консолидирующим, мудрым, лишь бы хрупкие ростки единения не нарушить - таких людей не больше трех.

    - Порошенко есть одним из тех трех?

    -Я не хотел бы еще раз говорить о фамилиях. Но существует уровень положительной популярности политиков и отрицательной популярности. Наконец существует политическая практика и опыт, которые дают нам ответ на вопрос: этот человек в конкретных ситуациях играл роль консолидирующую или разрушительную, она способна объединять вокруг себя людей или способна провоцировать конфликты.

    - Последний вопрос. Вы не любите вопросов из "если", но все-таки, если Тимошенко станет президентом, то...

    -Если в 2009 году президентом будет выбранный представитель других политических сил, в том числе даже тех, с которыми мы находимся в очень остром политическом противоречии, и если этот президент будет выбран честно и легитимно - мы его признаем.

    -А реально, чтобы Тимошенко честно выбрали?

    Я вообще не верю в перспективы избрания Тимошенко президентом. В ее политической практике, особенно в последнее время, очень много угрожающих моментов. Я не хочу проводить резкие исторические аналогии, но она идет тем путем, которым в истории лидеры уже проходили, но к чему это привело...

    Да, ей Бог дал харизму, обворожительность, железную волю - много того, что нужно сильному политику, но у каждой сильной личности плюсы очень быстро могут превратиться в минусы.

    Интернет-репортер

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.