Американцы отрицают свое влияние на развитие грузино-российских отношений, однако делают взаимоисключающие заявления. В частности, находившийся недавно в Тбилиси помощник госсекретаря США Мэтью Брайза сказал: «США ни на кого не оказывают давление — ни на Россию, ни на Саакашвили. Это невозможно». Президента Грузии он назвал человеком, который «решает вопросы своей страны своим путем». Но, отметил Брайза, США стремятся найти «общее будущее между Россией и Грузией» и мирно разрешить замороженные конфликты в стране.
Возможно, именно в этом контексте США «свели» 13 июня в Санкт-Петербурге Владимира Путина и Михаила Саакашвили, хотя грузинский президент посредническую роль США категорически отрицает. Говорят, что во многом благодаря личной встрече президентов взрывоопасная обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта несколько разрядилась.
А на 5 июля президент США назначил Саакашвили рандеву в Вашингтоне. На это обстоятельство в беседе с «Росбалтом» обратил внимание грузинский политолог Рамаз Климиашвили. По его мнению, «Саакашвили едет на доклад к Бушу: о чем говорил с Путиным, стоит ли соглашаться на то или иное предложение российского президента и т.д.».
Официальный Тбилиси уже анонсировал темы переговоров Саакашвили-Буш: урегулирование конфликтов с Абхазией и Южной Осетией, интеграция Грузии в евроатлантическое пространство, энергетическая безопасность, развитие грузинской демократии. Но, как отметил Климиашвили, «в случаях с Абхазией и Южной Осетией Америку никто не спрашивает», и весь переговорный процесс с участием США, европейских стран и международных организаций — «не более чем иллюзия».
«Выходов из ситуации с Абхазией всего два: либо Абхазия возвращается в состав Грузии, либо конфликт замораживается на неопределенное время», — сказал политолог. Последний вариант Россию вполне устроит: она не пойдет на признание независимости Абхазии, а тем более на ее присоединение к РФ, чтобы не создавать дурного прецедента для собственных регионов.
По мнению Климиашвили, «Абхазия интересна России только с точки зрения нахождения на ее территории очень важной лаборатории, уходящей на 10 этажей под землю». Чем она занимается — в точности неизвестно, но «как минимум контролирует все Черное море». Что же касается США, то им Абхазия не нужна ни с какой точки зрения, поэтому «абхазскую карту США и Россия реально не разыгрывают».
Тем более, по словам эксперта, наличие в Грузии конфликтных зон никак не влияет на вступление страны в НАТО: несколько дней назад руководство альянса отказалось на данном этапе обсуждать вступление Грузии и Украины, поскольку они не соответствуют целому ряду демократических стандартов этой организации. Таким образом, заявление Саакашвили, что формы взаимоотношений Грузии и НАТО во многом зависят от позиции России в урегулировании конфликтов на грузинской территории — не более чем попытка выдать желаемое за действительное.
США, по мнению Климиашвили, также не имеют никакого отношения к агрессивной и оскорбительной риторике Грузии в адрес России. «Такой формой взаимоотношений увлечена сама Грузия, недальновидным политикам кажется, что это — цель Америки, и они делают для своих хозяев хорошее дело», — сказал политолог. Что же касается участия Грузии в обеспечении энергетической безопасности Европы, на чем неоднократно делал акцент Брайза, «для политиков это звучит достаточно заманчиво, но реально новые проекты по транзиту каспийских энергоносителей через Грузию в обход России осуществятся очень не скоро».
Но есть и другое объяснение участию США в грузино-российских отношениях. Один из грузинских экспертов заявил «Росбалту», что «напряженная ситуация на Кавказе и даже ее крайнее выражение — военные действия, — может входить в стратегические планы США». То есть, если в очередной раз произойдет вооруженное противостояние между Грузией и ее мятежными автономиями, Россия так или иначе окажется втянутой в него, будет поставлять Сухуми и Цхинвали оружие и добровольцев. В итоге это сделает конфликт практически неразрешимым вооруженным путем.
Война, кроме того, поможет очередной консолидации мусульман Кавказа, как это уже было в 1992-93 годах во время грузино-абхазской войны, и усилению радикальной мусульманской идеи в регионе. В конечном итоге все действия «пояса мусульман Кавказа» будут направлены против России (напомним, после событий в Абхазии панисламские идеи почти сразу аукнулись в Чечне). То есть США подогревают градус грузино-российских отношений, чтобы ослабить Россию, которая добилась ощутимых успехов в военном и экономическом развитии, а также в усилении собственной роли в европейской и восточной политике.
Параллельно США время от времени пытаются помирить Грузию с Россией и ведут торг с Москвой по разнообразной грузинской и региональной проблематике. Но блефуют в рамках формулы «Я назначу цену, которую ты не дашь». Что же касается НАТО, США готовы принять Грузию в эту организацию хоть сегодня, но тогда Вашингтону придется войти в конфликт с ведущими европейскими странами — участницами альянса: они уже не хотят видеть в НАТО мелкие страны, поскольку те «играют в американскую игру» и «разбавляют» влияние «старой» Европы в пользу США.
Впрочем, считает эксперт, для США существенного значения членство Грузии в НАТО не имеет. Хотя бы потому, что Тбилиси и Вашингтон еще в бытность Эдуарда Шеварднадзе президентом Грузии подписали соглашение, в соответствии с которым американские военная техника и военный контингент могут передвигаться по грузинской территории в любых комбинациях и беспрепятственно. Во-вторых, США достаточно хорошо помогли Грузии в строительстве армии, чтобы сориентировать ее на вооруженный конфликт с бывшими автономиями.
Так что почва вполне подготовлена. Но подготовка почвы, считает эксперт, только часть миссии США. Теперь главное — найти нужный момент, чтобы насолить России. При этом, понятно, судьба собственно Грузии никого не интересует.
"Росбалт.RU"
e-news.com.ua