Политический кризис на Украине закончился. Неопределенность осталась. Сформи-рованное правительство несет в себе родовые травмы мучительного компромисса. С одной стороны, большинство ключевых постов в правительстве занимают люди, лишенные идеологической интоксикации и способные к конструктивной прагматике.
Им понятно, почему летом необходимо закачивать газ в подземные газохранилища, почему не следует игнорировать подписание межгосударственных соглаше-ний и не стоит вступать в конфронтацию с теми, от кого зависит экономическое развитие собственной страны.
С такими людьми, как первый вице-премьер Николай Азаров или руководитель «Нафтогаза» Юрий Бойко России будет легко работать. Возможно, это наиболее удобные для нашего руководства партнеры.
Однако, с другой стороны, тандем Тарасюк-Гриценко на постах министров иностранных дел и обороны остался незыблем. А именно этот тандем задавал курс ускоренной интеграции Украины в НАТО, который в свою очередь выстраивал вектор для всех остальных решений. И незыблемой осталась позиция президента, проводившего этот курс и оставшегося ключевой политической фигурой Украины.
Удивительная победа Виктора Ющенко в тяжелейшем противостоянии с пар-ламентским большинством продемонстрировала преждевременность списания его как политика. Там, где любой глава государства обязан был выполнить закон и внести кандидатуру большинства на голосование в парламент, Ющенко поставил ультиматум: или большинство принимает его условия, отказываясь от собственной программы, или он, глава государства, распускает Верховную Раду, поскольку в создании «не той коалиции» усматривает ревизию воли народа.
И этот ультиматум, послуживший бы условием политической гибели любого демократически избранного президента в демократической стране, к неописуемому удивлению наблюдателей, не только не был отвергнут, но, напротив, понудил украинских политиков к многонедельной дискуссии и, в конечном итоге, подписанию - пусть и на компромиссных условиях - Универсала.
Катастрофическая неспособность «оранжевых» управлять страной привела к беспрецедентной утрате доверия к президенту, которому и в лучший-то период, 100 дней, доверяло едва больше половины населения - естественное следствие нелеги-тимного прихода к власти. Парламентская победа «оранжевой» тройки - Блок Юлии Тимошенко (БЮТ), «Нашей Украины» и Соцпартии, - казалось, реабилитировала «революцию». Однако дальнейшие события показали, что основой, объединявшей победителей, была только чистая жажда власти, опасения узурпации которой одним из партнеров превратили процесс формирования правительства «оранжевых» в непреодолимый тупик.
Вместе с тем, в «Нашей Украине» идеологическая основа оказалась достаточно сильна, чтобы предотвратить, казалось бы, неизбежный союз между нею и Партией регионов. Эта же идеологическая основа помешала реализовать дого-воренности Ющенко с антикризисной коалицией - лишь тридцать из восьми десятков парламентариев нашеукраинцев проголосовали за нового премьера, что лишило «Нашу Украину» права претендовать на полноценное участие в коалиции. От этого, безусловно, выиграл Янукович. Но его заслуги в этом нет.
Переговоры по формированию правительства показали, что Янукович оказался столь же слабым политиком, как и Ющенко. Компромисс достигался, главным образом, путем сдачи позиций Партии регионов. Характерно отношение к вопросу по русскому языку, занятая Януковичем в ходе переговоров.
Если во время избирательной кампании Партия регионов требовала придания русскому языку статуса второго государственного, то незадолго до подписания Универсала Янукович заявил, что украинский язык должен оставаться единственным государственным и украинская конституция защищает другие языки, надо лишь хорошо исполнять ее.
Подобное заявление на фоне упорного противостояния президента реализации Европейской хартии о региональных языках и языках национальных меньшинств выглядело форменной капитуляцией. И как бы правоведы не объясняли, что подобная формулировка не ис-ключает поддержки решений о придании русскому языку статуса регионального, избиратели оценили этот шаг иначе.
Столь же симптоматично отношение к вступлению в НАТО. Компромиссный вариант выглядит, как согласие на реализацию всех процедур, ведущих в Североат-лантический Союз, и лишь формальное вступление оговаривается референдумом. Сохранение за Тарасюком и Гриценко ключевых постов в правительстве свидетель-ствует, что подготовка к вступлению в НАТО продолжится.
Но параллельно с вклю-чением массированного промывания мозгов гражданам. Впрочем, возможно, и это не понадобится - Универсал бумага факультативная, а договоренности на Украине держатся лишь до тех пор, пока кто-то из договаривающихся не решил, что ему удобнее сменить позицию. Правда, в ближайшее время демонстративный «ускоренный» курс окажется невозможным. И не из-за твердости правительства, а из-за роста граждан-ской активности населения. Тем не менее, наличие евроатлантического вектора сде-лает трудными экономические переговоры с Россией.
Не секрет, что Россия сочувствовала Партии регионов, прежде всего, потому что рассчитывала остановить вползание Украины в НАТО. Коль скоро определенность в этом отношении не достигнута, то никто из новых чиновников, будь они сколь угодно удобны Москве, не в состоянии изменить твердой ориентации России на переход к жестким прагматическим отношениям. Принцип «каждый платит за себя сам» сохранится, несмотря на то, что Россия рискует потерять часть симпатий ук-раинских граждан. Однако будет терять поддержку и правительство, если оно не сможет наладить дружественных отношений со своим главным экономическим парт-нером.
Разумеется, выиграв коалиционные переговоры, Ющенко сохранил себя в качестве ведущего политика вплоть до новых президентских выборов. Но широкой под-держки избирателей он, несомненно, лишился навсегда. «Наша Украина», напротив, удержавшись от соблазна поддержать правительство и получить портфели, сохрани-ла шанс остаться одной из оппозиционных сил, наряду с БЮТ.
Однако время «оран-жевых» необратимо ушло. Даже если Янукович и связанная с ним Партия регионов будут терять избирателей, эти избиратели отдадут свои голоса тем, кто более после-довательно будет отражать интересы жителей Юга и Востока страны. Необузданный этнический национализм мог иметь место, пока Восток спал, сохраняя советскую па-терналистскую ментальность. «Оранжевая революция» разбудила Восток. Сегодня он демонстрирует все возрастающую активность - принятие региональными собрания-ми законов о статусе русского языка лишь одно свидетельство этому.
И это означает, что формирование политических партий, реально отражающих интересы большинства граждан - а в южных и восточных регионах Украины проживает большая часть населения страны - не за горами. И если Партия регионов не сумеет остаться одной из них, то голоса, все равно, не достанутся «оранжевым».
В любом случае, Украину ждет медленное выздоровление после долгих лет нестабильности и гражданского несогласия. И создание нынешнего кабинета - первый, еще неуверенный, шаг на этом пути. Рада впервые устояла под натиском президент-ской воли - и с этого дня ее роль будет только возрастать, а вслед за ней будет воз-растать роль воли большинства избирателей.
Вячеслав Игрунов, "РИА Новости"
e-news.com.ua