31 августа истекает срок, в течение которого Иран, согласно решению Совета Безопасности ООН, должен объявить о прекращении работ по обогащению урана. Сегодня же пройдет встреча «шестерки», в рамках которой вновь будет обсуждаться «иранское досье».
Об иранском видении этих процессов «Росбалту» рассказал на казанской встрече группы «Россия — исламский мир» руководитель Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа, профессор Тегеранского университета Мехди Санаи.
- Доктор Санаи, был ли для вас ожидаемым ответ официального Тегерана о том, что он не собирается отказываться от обогащения урана?
- Безусловно, в Иране этот ответ был прогнозируемым. Иран – суверенное государство и имеет право на развитие мирного атома, в том числе для научных целей. Народ Ирана в курсе, зачем стране нужен этот проект, поэтому, даже если правительство решит отказаться, народ этого не допустит. Это уже национальный проект. Однако нам не нравится, что любые действия, предпринимаемые мусульманскими странами, в том числе Ираном, получают религиозную трактовку.
- Но если все так «мирно» в планах Ирана, почему часть объектов скрывалась?
- Такая практика действительно была. Но с 2001 года Иран стал открытым. Он был таким и раньше, просто не было тесного сотрудничества с МАГАТЭ. Несколько месяцев назад Иран даже заявил, что готов пойти на большее, чем требовало МАГАТЭ. Однако что нам непонятно, так это почему в этом диалоге появился Совет Безопасности ООН – никакой критической ситуации нет, никакой опасности нет.
- То есть вы уверены, что ваша страна не пойдет на использование атомных технологий в военных целях?
- Абсолютно уверен. Несмотря на все многочисленные обвинения, МАГАТЭ так и не смогло доказать наличие военных целей или оборудования, необходимого для военной программы. Иран не пойдет на создание ядерной бомбы.
- Есть мнение, что внешние санкции необходимы президенту Ахмадинежаду для того, чтобы сплотить вокруг себя элиты и народные массы. Согласны ли вы с таким утверждением?
- Нет, не согласен. Возможное введение санкций против Ирана вызвало многочисленные обсуждения в Иране на самых разных уровнях, и все выступают против санкций. Но когда выбор встает между атомной программой и санкциями, выбор делается в пользу первого. Как я уже сказал, это — национальный проект, и народ готов терпеть санкции, для того чтобы Иран реализовал свое право на атомную энергию.
- Сегодня пройдет очередное заседание международной «шестерки» по иранской проблеме. Чего вы ожидаете от этой встречи?
- Я считаю, что по результатам встречи будет принято решение о продлении срока для Ирана. Позиция СБ ООН также не является единой – Россия и Китай против санкций, близкую позицию озвучила Франция. Я не жду ничего особенного от этой встречи, думаю, что она продлит время для Тегерана.
ELCOMART Международная жизнь
e-news.com.ua