• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Анатолий Кинах: "У Януковича очень хрупкий баланс"

    Опубликовано: 2006-09-04 12:44:00

    Народный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах не нуждается в особом представлении. Как и не нужно долго объяснять, почему с его мнением считаются в украинском политикуме. В интервью изданию "СЕЙЧАС" он дал оценки происходящим в стране событиям и нарисовал не очень радужные перспективы для создания новой, широкой коалиции с участием фракции "Наша Украина".

    О политической ситуации

    - Анатолий Кириллович, сегодня есть масса пессимистических оценок ситуации в стране. Говорят даже, что упущены все приобретения за 15 лет независимости. Как Вы оцениваете происходящее с этой точки зрения?

    - Безусловно, 15 лет - это достаточно короткий исторический период. Я вспоминаю 1991 г., когда мы, депутаты парламента первого созыва, голосовали за принятие Акта провозглашения независимости. Атмосфера тогда, скажем откровенно, была несколько чище. Хотя было много романтики и достаточно поверхностного понимания ситуации и того, как в целом формируется инфраструктура независимого государства.

    Тогда гуляло много листовок патриотического содержания: Украина выпускает больше всего металла в Европе, больше всего зерна, цемента. Была идея: только оторвемся от системы СССР - и заживем великолепно. Это было наивно.

    И вот 15 лет дают основание сделать вывод, что нужно использовать не только естественный природный, кадровый, научно-технический потенциал, имеющийся в обществе, в государстве. Крайне важно, чтобы вопросы общенационального масштаба рассматривались как высший приоритет по отношению к кадровой конкуренции и экономической конъюнктуре. Сегодня это очень актуально для Украины.

    Страна должна уйти от работы методом проб и ошибок, оперативного реагирования. Нам нужно выходить на стратегию развития. Речь идет не о преодолении очередного кризиса, а о микрохирургии, формировании всех качественных правил игры. Эта задача еще не достигнута. Последние события - и парламентские выборы, и Универсал национального единства, и формирование структур власти - показывают, что процесс не завершен.

    - Новый Кабинет Министров все же пошел по пути борьбы с сиюминутными проблемами. Принимается программа по выходу из кризиса. Как Вы считаете, кризис в стране действительно имеет место или это образцово-показательная борьба с мельницами?

    - Во-первых, я очень встревожен тем, что, несмотря на положительные результаты политической дискуссии, зафиксированные в Универсале, и принципы, заложенные для консолидации общества, стороны не демонстрируют высокого уровня политической культуры и умения выполнять обязательства. При этом нарушается баланс. В правительстве, к примеру, преобладает Партия регионов.

    А учитывая сегодняшнее положение социалистов, то и их можно отнести к региональной квоте. Дальнейшие кадровые перестановки тоже, к сожалению, проходят не на принципах компромиссов. Демонстрируется вертикаль на основе монополии отдельно взятой политической силы. И очень часто по принципу "свой - чужой". А принципы должны быть другими - профессионализм, моральность.

    По сути, нужно было сначала создать широкую коалицию в парламенте (с участием "Нашей Украины"), подписать коалиционное соглашение и пропускать все новые кадровые назначения через коалицию в парламенте. Это стало бы мощным условием дальнейшего усиления политики консолидации общества. Происходящее создает серьезные риски для консолидации общества и национального единства.

    - То есть фактически "партнеры" Партии регионов по Универсалу потеряли над ней контроль?

    - Я бы так не сказал, потому что там происходят сложные процессы. За последний месяц сделано много ошибок в этом плане. Создается угроза, что ситуация будет оценена в обществе - и не только в Украине - как капитуляция с одной стороны и реванш с другой. И якобы проводится политика победителей - побежденных.

    Я говорил представителям Партии регионов, в том числе и Виктору Януковичу, что у нас пока очень хрупкий баланс, нельзя разрушать его своими действиями. Люди хотят уверенности в завтрашнем дне.

    Впереди очень серьезные процессы в парламенте: выход на такой формат коалиционного соглашения (если это будет возможно), где четко должны быть еще раз зафиксированы обязательства сторон в плане развития Украины. И я бы здесь не стал педалировать термины "кризис", "антикризисная программа".

    Это минус для нынешнего правительства. Нарушается один из ключевых принципов деловой и политической этики, когда нельзя допускать, чтобы показывали пальцем назад, на предшественников. Наоборот, нужно усилить позитив, который был (а он был), и не повторять ошибок.

    И когда я слышу заявления высоких чиновников о том, что им оставили кризисный бюджет, экономику, то это показатель низкой политической и деловой культуры (на минувшей неделе в интервью одному из отечественных журналов Первый вице-премьер Николай Азаров назвал ряд последних решений Кабмина Юрия Еханурова "ударом в спину" для нынешнего правительства.).

    Как создавать широкую коалицию, когда кто-то из потенциальных партнеров обливает грязью предыдущее правительство? Думаю, мы расставим точки над "і" и не будем допускать таких рецидивов. Я, наоборот, за то, чтобы была утверждена программа коалиционного правительства с развернуто представленной стратегией, которая прописана в Универсале.

    - Пока что это только ожидания "Нашей Украины". Заявления, о которых Вы говорите, свидетельствуют о том, что партнеры Вас не слышат. Где гарантия, что они услышат Вас в дальнейшем?

    - Я бы не сказал, что не слышат. У нас идут переговоры, контакты, на эту тему были разговоры на этапе формирования правительства. От Александра Мороза и от Виктора Януковича идет риторика, что все идет в направлении национального единства, что широкая коалиция будет создаваться под Универсал. Время покажет, насколько это было искренне и насколько это будет реализовано. До следующих выборов есть несколько лет. Хотелось бы, чтобы они не были направлены на углубление противостояния.

    - То есть пока Вы верите словам?

    - По ряду положений есть результаты. Но это не считается сбалансированной стратегией. Все пока в процессе выхода на иной уровень сотрудничества.

    - О коалиционном соглашении Вы сказали: "если это будет возможно". При каких условиях это будет невозможно? При каких условиях "Наша Украина" не войдет в коалицию, отзовет своих министров?

    - Здесь есть несколько условий. Первый - программа деятельности правительства. Она должна быть адекватна договоренностям, заложенным в Универсале. Вторая составляющая - принципы формирования вертикали. Как парламентской, так и исполнительной.

    И для нас важно, чтобы кадровая политика была фактором консолидации. Это был серьезный недостаток в "оранжевой" команде, когда без глубокого анализа проводились кадровые изменения. В результате власть достаточно "просела". Будущее коалиционного соглашения будет зависеть от того, насколько мы сможем восстановить кадровые балансы.

    - Вы уверены, что для "Нашей Украины" хоть что-то из постов осталось? Кажется, уже все, что можно было проиграть, проиграно.

    - Единственное, что меня сдерживает от критики, - это короткий срок работы этого правительства. Я хорошо знаю людей, назначенных министрами. И я вижу, что там очень много, мягко говоря, не оптимальных решений. Но пройдет определенное время, и мы будем делать выводы по конкретным действиям. Однако это не замороженная, закостенелая ситуация. Это поиск, и нам придется этим заниматься, в том числе через формат коалиции. Нам придется искать кадровые балансы в коалиции.

    - Вы думаете, что после подписания коалиционного соглашения Партия регионов пойдет на переформатирование Кабмина?

    - Не хочу прогнозировать. Но если мы говорим о достижении национального единства, снижении противостояния в обществе, то на это (переформатирование.) надо идти. Если речь будет идти о формировании политической монополии во власти, то коалиция тогда не станет дееспособной и шансы на ее создание будут очень низкими.

    О газе

    - В топливно-энергетическом комплексе новая команда действует профессионально? К примеру, оставляя посредника RosUkrEnergo для поставок газа?

    - Я позитивно оцениваю кадровые назначения в ТЭК. Министр Юрий Бойко - высокопрофессиональный менеджер, он работал и под моим руководством. Я уверен, что он будет эффективным министром. Руководство НАК "Нафтогаз Украины" - Владимир Шелудченко - тоже человек известный, профессионал. Но суть не в персоналиях, а в обеспечении энергетической безопасности.

    Переговоры с Россией нужно вести с учетом экономической логики ситуации, при этом на всех этапах иметь аргументы для защиты национальных интересов. К примеру, это касается газотранспортной системы. Это наше достояние, и никаких вариантов приватизации мы не должны рассматривать. В нее нужно привлекать инвестиции, развивать ее.

    Второе - это цена. Вы ведь заметили: закончилась предвыборная кампания и никто не кричит, что если меня выберут, то я заморожу цены на газ. Это все блеф и пустые декларации. В мире растут цены на энергоносители.

    И этот процесс необратимый. Однако из-за высокой энергозависимости экономики нам очень важно, чтобы динамика изменения цены на газ была плавной. Как показывают наши расчеты, цена $130-140 на границе является ценой, после которой продукция, например, химической отрасли становится нерентабельной.

    - В конце прошлого года Вы говорили, что химия "обвалится" после $100. Как-то ведь пережили.

    - За это время многое сделано в вопросах энергосбережения. Речь сейчас идет о том, чтобы во время переговоров мы добивались максимально плавного повышения, чтобы предприятия и население за это время успели адаптироваться.

    Мы сейчас занимаемся теми проблемами, которыми мир занимался в начале 1970-х гг. Нам нужно проснуться от того наркотика низких цен и понять, в каком необратимом процессе мы находимся.

    Вопрос энергетической безопасности мы планируем рассмотреть как один из приоритетных на заседании Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны.

    - Будете заслушивать Министра ТЭК по результатам переговоров?

    - В том числе.

    - То, что остается посредник, - это положительный фактор?

    - Я всегда выступал за то, чтобы свои отношения "Нафтогаз" и "Газпром" строили напрямую. Это был бы оптимальный вариант. Такое требование есть и в межправительственных соглашениях, подписанных ранее.

    Но в данный момент, учитывая, что переговоры только начались, нужно добиться, чтобы был подписан межправительственный протокол, где должны быть зафиксированы цены на газ, тарифы на транзит, на пребывание газа в газохранилищах, четко зафиксированы взаимные обязательства по доступу Украины к среднеазиатскому газу. Посредник должен быть максимально прозрачным и открытым для международного аудита. От этого зависит доверие к нам наших партнеров, включая инвестиционный климат.

    О проблемах обороны

    - Недавно Министр обороны Анатолий Гриценко заявил о недофинансировании армии в бюджете текущего года. Как Вы думаете, новый Кабмин прислушается к запросам Вооруженных сил?

    - Меня тревожит это заявление. Мы на Комитете его обсудили, и я высказал мнение, что недопустимо, когда Министр обороны публично обвиняет Министра финансов или другого коллегу в том, что что-то не выполняется. Это говорит о серьезных системных проблемах в правительстве. Если это вопросы бюджета, то они должны решаться внутри Кабмина на профессиональном, корпоративном уровне.

    Проблема в том, что миллиарды гривен запланированы для финансирования через спецфонд Госбюджета, ритмичность наполнения которого оставляет желать лучшего. Еще в конце 2005 г. на заседании СНБО правительству было поставлено условие: раз вы сохраняете спецфонд, надо отработать систему авансовых платежей, чтобы обеспечить стабильное финансирование Минобороны. Этого не было сделано, и в этом вина, серьезная недоработка предыдущего Кабмина. Тут я с г-ном Гриценко солидарен.

    На следующий год комитет планирует поддержать финансирование армии на уровне до 2% ВВП. Это составляет около 12 млрд. грн. Это, безусловно, требует детальной росписи. Нам крайне важно, чтобы в самом военном бюджете с каждым годом увеличивалась доля финансовых средств, которая бы направлялась на развитие ВС, а не на текущее потребление.

    Сегодня в этом балансе максимум 30% идет на развитие, до 70% - на потребление. Это ненормально. Соседние страны в ближайшие несколько лет выйдут на соотношение 50% на 50%, а вскоре - 70% на 30%. Для украинских ВС эти вопросы очень актуальны. Сегодня мы донашиваем то, что нам осталось от СССР. А нужно создавать серьезные направления современной спецтехники и вооружений.

    - Считается, что украинский военно-промышленный комплекс довольно плотно связан с российским. Однако наши интенсивные стремления в НАТО очень сокращают это сотрудничество. Как сохранить баланс?

    - Здесь много дезинформации. Когда мы говорим о Европейском Союзе, НАТО, то мы должны понимать, что это не самоцель. Главное - создавать в Украине европейские стандарты экономики и уровня жизни людей. Россия и Украина четко продекларировали, что их цель - интеграция в мировое и европейское политическое и экономическое пространство. И когда мы говорим о сотрудничестве с ЕС и НАТО - это не является препятствием для сотрудничества на востоке.

    В то же время наши граждане не знают, что последние 7-8 лет Украина с Россией не участвуют практически ни в одном серьезном проекте по созданию новых образцов спецтехники. Не потому, что мы не хотим, а потому что нас просто выталкивают. По этому поводу были специальные указы Президента Бориса Ельцина. И по сути мы сегодня работаем только по номенклатуре техники, разработанной в СССР. Через несколько лет она будет сниматься с вооружения. И если мы не начнем искать альтернативные проекты, то можем выпасть из обоймы.

    - А мы ищем?

    - Вот в этом плане речь и идет о сотрудничестве с НАТО. Это внедрение стандартов НАТО в ВПК. Россия сотрудничает с ними намного глубже, чем мы. У них существует более 20 программ, представительство в Брюсселе на порядок больше, чем у Украины, частота контактов выше. Не хотелось бы, чтобы евроатлантическая интеграция превратилась в нездоровую конкуренцию между Россией и Украиной.

    - Тем не менее новый Премьер уже успел заявить об отсрочке присоединения Украины к плану действий по членству в НАТО.

    - К сожалению, это так. Это неумение выполнять взятые на себя обязательства и попытка спекулировать на этих вопросах, пользуясь в том числе и неинформированностью населения. А люди в большинстве своем сохранили стереотип, что НАТО - это агрессивный блок, угроза. Нужно объяснять, что это не так. Это минус власти, что программ по разъяснению не было создано.

    И конечно, нужно помнить, что окончательное решение будет приниматься после всеукраинского консультативного референдума. Это будет решение народа. В течение этого времени (подготовка, я думаю, займет около 4-5 лет) нужно серьезно работать над информированием населения, над реформой армии, ВПК, сотрудничеством с Россией в этом плане.

    - Еще один актуальный вопрос в сфере обороны - это события в Новобогдановке. Многие политические эксперты говорят, что это "подстава" для г-на Гриценко. А сейчас еще Министерство обороны и Министерство по чрезвычайным ситуациям перекладывают друг на друга вину. Как Вы оцениваете происходящее?

    - Ситуация в Новобогдановке еще раз подтверждает, что государству, власти, исполнительным структурам нужно научиться работать на основе комплексных программ. И независимо от политического маятника в стране эти программы должны выполняться. В Украине огромная проблема с утилизацией боеприпасов. Их более 2 млн. т. Если ежегодно утилизировать 50 тыс. т - а сегодня эта цифра втрое меньше, - то нам понадобится 40 лет. Мы же не можем столько ждать.

    Когда работа в этом направлении не проводится, когда это делается бессистемно, возникают и пожары, и взрывы. Я крайне отрицательно отношусь к нездоровой дискуссии, которую мы наблюдаем между Минобороны и МинЧС. Два высоких ведомства показывают пальцем друг на друга, пытаясь уйти от ответственности. Административная система требует серьезного совершенствования.

    - Эта дискуссия - достаточное основание для отставки двух министров?

    - Во всяком случае, выводы должны быть сделаны. Но не методом поиска стрелочников. Однако кадровых выводов мало. Надо менять государственную политику по утилизации боеприпасов. К сожалению, все это связано с тем, что в последние годы снизился общий уровень профессионализма в системе власти как таковой.

     ELCOMART Международная жизнь

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.