• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Олег Рыбачук: "Президент говорит "черное", оппозиция говорит "белое"

    Опубликовано: 2006-09-05 10:54:00

    Глава Секретариата Президента Олег Рыбачук известен как большой политический оптимист. В канун открытия второй сессии Верховной Рады он рассказал изданию "СЕЙЧАС", как Секретариат главы государства намерен взаимодействовать с парламентом, новой коалицией и правительством Виктора Януковича.

    - Олег Борисович, сейчас говорят об усилении Секретариата Президента новыми кадрами. Означает ли это, что Президент готовится к возобновлению противостояния Секретариат - Кабмин - Верховная Рада, как это было в прошлом году?

    - Президент всегда выступает за диалог, к чему призывает все политические силы. А Секретариат - это структура, где изменения - естественный процесс. Нет предела совершенству. Необходимость реформы мне была ясна с самого начала. Но Рубиконом стали выборы в марте 2006 г. По их результатам - в зависимости от того, какая могла быть коалиция, какие люди остались бы в правительстве - должна была быть осуществлена модернизация.

    Сейчас наступил оптимальный момент: коалиция сформировалась, отпуска закончились. Логично, что и в СП, и в Совет нацбезопасности и обороны придет с полтора десятка новых людей. В команду будут привлекаться те, кто не оказался на высоких государственных должностях, но имеет колоссальный опыт работы. С этими людьми давно встречались.

    В идеале мы хотели бы всех их собрать и поговорить о новых приоритетах. Это связано не только с тем, что люди остались за бортом, но и с тем, что сейчас функции СП изменились. И до окончательного укомплектования правительства изменений делать было нельзя. Информированность Президента о процессах и возможность прогнозировать последствия тех или иных решений зависит от опытных политиков и аналитиков.

    - Восстановится ли противостояние между Секретариатом и правительством?

    - Сейчас, наоборот, идет речь не о противостоянии аппаратов Президента, Кабмина, Верховной Рады, а об их взаимодействии. Оно им как никогда выгодно. У нас, конечно, есть старая добрая традиция - игра на разрыв. Но сейчас просто изменились правила, потому что изменилась Конституция. Ни одна из ветвей власти стволом не станет. Поэтому на встречах у Президента Премьер и спикер все время говорят о необходимости взаимодействия.

    После отпуска Премьера с ним встретится Президент. А у меня сегодня (понедельник, 4 сентября) назначена встреча с Министром Кабмина Анатолием Толстоуховым. Будем обсуждать, как мы должны организовать совместную работу. Так, чтобы выходили качественные документы и не возникали проблемы на ровном месте.

    - Как это произошло на прошлой неделе?

    - Да. Чтобы не было так, как с пресс-релизом Кабмина (где было указано, что правительство собирается сделать русский вторым государственным языком. - "СЕЙЧАС"). Его тезисы не проходили Кабмин и вообще нигде не должны были появляться. Будем считать, что уроки из этого сделаны.

    Премьер в разговоре со мной подтвердил, что такие вещи не должны происходить. Заверил, что в дальнейшем на публику не будут выноситься документы, которые не прошли обсуждения. Об этом мы будем говорить и с Толстоуховым. Потому что в курсах (Президента и правительства. - "СЕЙЧАС") противоречий нет. Есть определенные группы влияния. Но они борются за воздействие на своих руководителей, а не определяют курс.

    - Каким образом возможно взаимодействие, если на деле тот же Первый вице-премьер Николай Азаров говорит, что у Секретариата не может быть своего проекта Закона "О Кабинете Министров", что Президент не может не подписать принятый парламентом бюджет? Получается, противостояние лишь усугубляется?

    - Я бы вспомнил здесь Михаила Жванецкого. У него есть фраза о том, что нужно делать все "тщательнЕе". Вот нужно сейчас все комментировать тщательнЕе и спокойнЕе. Потому что я никогда не смогу представить, будто Президент Виктор Ющенко будет пассивным участником бюджетного процесса. Да и раньше не было такой практики. Президент задал вопрос: "Почему не было с ним консультаций во время формирования Бюджетной резолюции на 2007 г.?" И договорились, что такие консультации будут.

    В СП не должно быть документов, замещающих документы Кабмина. Но есть Универсал национального единства. В нем записано, как мы должны взаимодействовать. Конечно же, это маразм - иметь Закон "О Кабмине", который вышел из СП, не будучи согласован с правительством. Это полностью исключено. Но в то же время исключено, что этот закон появится так, чтобы его никто не слышал - не видел.

    А вот такие ремарки (г-на Азарова. - "СЕЙЧАС") я могу списать либо на то, что по инерции видятся какие-то подвохи, либо на то, что есть группы влияния, которые работают на разрыв. Наша с г-ном Толстоуховым задача - наладить взаимодействие, которое бы снимало много вопросов и не позволяло руководителям ведомств делать подобные комментарии либо создавать сенсации на ровном месте на уровне документов.

    - Группы влияния будете искоренять?

    - Нет, они часть процесса. Задача состоит в том, чтобы они влияли на принятие решений, а не разрывали сотрудничество. Ведь правительство коалиционное. И сделать его правительством одной партии - это пройденный этап. В то же время отсутствие групп влияния - это самое худшее, что может быть. Падает эффективность работы системы. У нас уже такая ситуация была: одна группа влияния - это КПСС.

    Впрочем, сейчас уже ясно, что таких ситуаций, которые сложились во время отпуска Премьера, уже не будет.

    Группы влияния должны понимать, что в результате их воздействия не меняется курс

    - Не означает ли это, что, когда Премьер уходит в отпуск, уезжает за рубеж, то над системой теряется контроль?

    - Во-первых, система была еще не отработана. Во-вторых, это инерция. Мы не привыкли, не работали еще в новых условиях. Требуется время, требуются практические участки, которые нужно вместе пройти. Ближайший - это формирование бюджета, законопроекты, касающиеся вступления Украины в ВТО, визит Премьера в Брюссель, международная презентация его программы.

    - Вы говорите о коалиции, как о состоявшемся явлении. Однако сейчас "Наша Украина" ведет переговоры с Партией регионов и может в коалицию не вступить. Какая реакция будет в таком случае у Президента? Будет ли он поддерживать коалицию с коммунистами?

    - Мировоззрение коммунистов можно разделять или не разделять. Но Виктор Ющенко является Президентом всей Украины, а КПУ - это ее часть. Для Президента широкая коалиция - абсолютно естественный процесс. На политсовете "Нашей Украины" он рассуждал приблизительно так: если "Наша Украина" хочет активно влиять на курс страны, то нужно быть в правительстве. В оппозиции у нее меньше возможностей вырабатывать политику.

    Сейчас не подписано коалиционное соглашение. Но я не могу представить, чтобы "Наша Украина" вошла в Кабмин, который будет провозглашать своими задачами введение второго государственного языка или отказ от европейского и евроатлантического курса.

    - Президент рассматривает вариант, при котором "Наша Украина" не договорится с Партией регионов?

    - Он обязан рассматривать любые варианты. Но он именно поэтому уделил так много внимания теме национального согласия и единения, подписанию Универсала, а также выдвижению кандидатуры Премьера. Виктор Янукович сказал, что готов поддержать программу, с которой Виктор Ющенко стал Президентом. Если бы Виктор Янукович не взял на себя эти обязательства, глава государства провозгласил бы досрочные выборы.

    - Существует мнение, что Президент, общаясь с руководителями "Нашей Украины", в директивном порядке обязывает их идти в коалицию.

    - Отношения Президента с "НУ" довольно корректные. Он чаще всего прислушивается к их точке зрения. И говорит о необходимости влияния "НУ" на процесс.

    - По Вашему мнению, Президенту сейчас нужна новая партия для поддержки?

    - Президент выиграл выборы. Опрос общественного мнения показал, что подавляющее большинство украинцев считают: Президент не может быть представителем одной партии. Это не есть европейская практика. Это украинская реальность. У нас пока нет такой партии, которая бы полностью убедила страну в том, что она работает на объединение. Новая технологическая партия вряд ли будет эффективной. Опыт показывает: намного эффективнее объединительные процессы, чем разъединительные. Если бы на выборы с "НУ" шли "ПОРА", ПРП, УНП, то результат был бы выше. Но процессы объединения должны идти снизу. Создать что-то под новые лица, под новые технологии, новую идеологию будет очень сложно.

    Что касается ныне работающих в парламенте партий, то люди следят за тем, как они выполняют свои обязательства, и делают выводы.

    Нельзя представить, что правительство, отделившись словно на острове, сможет проводить успешную политику

    - "Наша Украина" одним из условий ставит увеличение своей квоты в Кабмине. Возможно ли кадровое переформатирование правительства после подписания нового коалиционного соглашения?

    - Вопрос кадровой политики, конечно же, стоит. Выборы показали, что однозначного победителя нет. И партии понимают свою роль. Чтобы Януковича и на востоке, и на западе встречали одинаково, ему очень важно иметь в правительстве представителей разных партий.

    - То есть некоторые должности ему придется отдать "Нашей Украине".

    - Президент заинтересован в эффективном взаимодействии внутри исполнительной власти. Сам процесс переговоров - это партийный процесс. Более того, мы не должны забывать об оппозиции: она имеет значительное влияние в регионах. Если с ней не сотрудничать, то лодка будет раскачиваться в масштабах областей. Большинство в парламенте может получить ситуацию, когда Президент и оппозиция одинаково критически отнесутся к тем или иным решениям Кабмина по вопросам языка, бюджета, ВТО, по антикоррупционным законопроектам. Раньше была логика: Президент говорит "черное", оппозиция говорит "белое". Независимо от того, о чем идет речь. Такую практику надо прекратить.

    Президент в отношении правительства является арбитром. К примеру, в еженедельных радиообращениях он, видимо, станет говорить о выполнении положений Универсала. Это документ, за выполнением которого в Секретариате будут смотреть намного пристальнее, чем за переговорами между партиями.

    - Если Партия регионов не выполняет Универсал, какие рычаги влияния на ситуацию есть у Президента?

    - В стране три года не будет выборов. Полномочий у Президента Украины намного больше, чем у Президентов Польши или Франции. Нужно говорить об эффективности их использования. Вот представьте, что будет, если оставить г-на Януковича один на один с проблемой подготовки к зиме. Это же намного проще - быть в позиции жесткой критики и зарабатывать на этом электоральные баллы. Вы думаете, г-н Янукович не понимает трудностей, с которыми столкнется его правительство?

    Куда-то исчез "дешевый газ", ведутся сложнейшие переговоры. Парламент наэлектризован оппозиционными настроениями БЮТ и части "Нашей Украины". Правительство останется в полной изоляции. И г-н Янукович хорошо понимает: чтобы быть успешным в политике, чтобы его действия находили поддержку всей страны, нельзя проводить несогласованные решения, иначе уровень критики будет расти, а момент распада - стремительно приближаться.

    Нельзя представить, что правительство, отделившись словно на острове, сможет проводить успешную политику. Уже сейчас идет борьба за будущие голоса избирателей. И "фишка" ПР в том, что она - политическая сила, выполняющая взятые обязательства. Отказ от этого может стоить очень дорого. Так же, как "Нашей Украине" стоил раскол правительства Юлии Тимошенко. Премьер и спикер понимают, что, пытаясь нанести удар друг другу, они наносят удар себе. На следующих выборах в таком случае их просто не будет.

    ELCOMART Международная жизнь

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.