На прошлой неделе мировое сообщество вновь заговорило о глобальном экономическом кризисе. Поводом для пессимизма аналитиков стали абсолютные ценовые рекорды, которых достигли нефтяные котировки на всех без исключения торговых площадках мира.
В частности, фантастические по своей привлекательности экспортные возможности сложились для российских нефтяных компаний в портах Черного моря. Там стоимость барреля Urals едва не подскочила до 50-долларовой отметки. Что это означает для российского рынка сырья, предугадать не сложно: активизация экспорта нефти лишь усилит ее дефицит и, как следствие, подорожание. Для практически полностью зависящей от поставок российской нефти Украины такой поворот событий означает неминуемый рост цен на рынке нефтепродуктов, сообщает BIN.
Аналитики нефтяных компаний прогнозируют уже на следующей неделе повышение стоимости нефти в РФ на 10% - до $190/т. По имеющейся информации, усилить дефицит нефти в канун заключения контрактов на поставку сырья украинским НПЗ может тот факт, что в апреле Транснефть планирует выделить дополнительные квоты на транспортировку сырья в Приморск. Кроме того, в конце марта - начале апреля традиционно начнется речная навигация, которая также унесет дополнительные объемы нефти с внутреннего российского рынка, но не в сторону Украины.
Наконец, зацементирует высокие цены на сырье увеличенная с 1 апреля ставка экспортной пошлины (с $83 до $103/т). На сегодняшний день уже никто в России не сомневается, что апрельская цена на нефть для Украины составит не менее $270-275/т (+$35/т к марту), или в переводе на язык законопослушных плательщиков НДС - $320-330/т.
Но у высоких цен есть и свои положительные стороны. Стоимость мазута и дизтоплива на мировых рынках также крайне высока. Соответственно, за счет экспортных поставок этих видов топлива украинские НПЗ смогут компенсировать дешевое сельскохозяйственное дизтопливо, сообщается в "Контрактах".
Правда, заводы могут столкнуться с проблемой возврата экспортного НДС - с началом авансовой уплаты налога этот вопрос стоит чрезвычайно остро. По словам представителей НПЗ, на новую схему налогообложения отрасль перешла без каких-либо сложностей. Известно, что Лисичанский НПЗ изыскал необходимую авансовую сумму из собственных финансовых ресурсов. А вот на НПК-Галичина отметили, что набрали кучу кредитов. К данному способу расчетов с бюджетом прибегла и Укртатнефть. Судя по стабильным поставкам нефти, авансовую проблему решили и на других заводах.
Главным вопросом, волнующим сегодня НПЗ, является срок возврата экспортного НДС, на который возлагается миссия облегчить финансовый груз заводов, связанный с процентными ставками привлеченных кредитов и замораживанием оборотных ресурсов. Ранее Юлия Тимошенко пообещала, что правительство не станет задерживать возмещение НДС и будет в срок погашать задолженность по данному налогу.
Наряду с Кабмином, внимание украинских нефтепереработчиков приковано сегодня и к Верховной Раде, где с подачи коммунистов появился законопроект, предусматривающий полную отмену всех действующих налогов на импорт дизельного топлива. Шансов дожить до первого чтения у документа немного, поскольку абсолютно очевидно, что дешевый импорт может похоронить украинскую нефтепереработку - даже несмотря на нынешние цены на экспортном рынке. Однако здесь свое слово наконец-то должен сказать Кабинет Министров. Нефтепереработчики пошли навстречу правительству, начав отгружать аграриям ДТ по 2 400 грн/т, придерживаясь рекомендаций правительства в отношении авансовой уплаты НДС (хотя, с юридической точки зрения, данная норма, выписанная Кабмином, отнюдь не безупречна). Позиция правительства в сложившейся ситуации будет весьма показательной. Законопроект настолько абсурден, что, невзирая на всю скрытую в нем угрозу, пока никто из нефтепереработчиков его даже не комментирует. В личных беседах они лишь разводят руками, давая понять, что слов нет.
Еще одним неприятным для отрасли документом, является проект постановления Кабмина, согласно которому НПЗ должны будут в обязательном порядке уже с 1 апреля начать производство смесевых бензинов на основе спиртовых добавок. Мол, это позволит решить как экологические проблемы, так и проблему сбыта продукции спиртзаводов. Результаты такого эксперимента спрогнозировать не сложно. "Попытка несколько лет назад наладить на НПЗ производство смесевых бензинов на основе высокооктановых кислородосодержащих добавок закончилась неудачей из-за гигроскопичности спирта. Пока не будет разработана высококачественная добавка к топливам - о выпуске смесевых бензинов говорить рано", - считает эксперт в области экологии Евгений Дикий.
Единственной хорошей новостью для отрасли за последние две недели стало заявление главы Минтопэнерго о том, что у него нет претензий к владельцам НПЗ.
Источник: газета «Деловая неделя».
e-news.com.ua
|
Новости рубрики:
Экономика поднимется, когда будут работать все 6 млн селян — мнение
Преимущества загородной жизни перед городской Правда ли, что мужчины не любят умных женщин? Сепаратисты обвинили ФСБ во взрывах в Москве Майкла Джексона замуруют в бетон Спамеры зарабатывают на смерти Майкла Джексона! Угорсько-словацьке протистояння Чи відмовиться Чехія від систем ПРО? |