Партии, которые обещали перевернуть мир, разьехались по Монте-Карло и Кацапетовкам
Что общего между медведем, попавшим в берлогу, и украинской партией, не попавшей в парламент? Правильно: оба впадают в спячку. Правда, «косолапый» пребывает в таком состоянии лишь до следующей весны, в то время, как партии «средней руки» - в лучшем случае года на три, вплоть до старта следующей избирательной кампании.
По результатам весенних выборов в парламент, как известно, прошли Партия регионов, социалисты, коммунисты, БЮТ (с «Батькивщиной» и СДПУ в одном флаконе) и окрещенная «Нашей Украиной» солянка из НСНУ, НРУ, КУНа, ПППУ, УРП «Собор» и ХДС. Остальные остались за бортом Верховной Рады и, после очередных протестов, смирились со своей участью.
Не попали в парламент – ну и ладно, жизнь на этом не заканчивается. Как ведут себя в подобной ситуации европейские партии? Сначала, как водится, анализируют допущенные ошибки, делают оргвыводы с последующими кадровыми перестановками. Затем определяют цели, партийные съезды утверждают новую программу действий, а партийные организации на местах работают по единому плану – но с учетом местной специфики. При этом внутрипартийная рутина сочетается с яркими публичными акциями – ведь к следующим выборам нужно, чтобы, с одной стороны, партийные структуры работали, как часы; с другой – тебя должны узнавать и уважать. И того, и другого трудно добиться, если ты выходишь из спячки за несколько месяцев до выборов.
В Украине, увы, все по-другому. Не будем трогать карликовые партии вроде «Новой силы» и «Зеленой планеты» - в большой политике они действуют по олимпийскому принципу «Главное не победа, а участие». Проблема в другом: поствыборный авитаминоз настиг вполне крепкие политические силы, которые еще зимой этого года грозились преодолеть 3-процентный проходной барьер и вывести страну из кризиса.
Вы уже забыли, о ком идет речь? Что ж, давайте по порядку:
- Народно-демократическая партия. Не пройдя в парламент, партию покинул ее многолетний лидер Валерий Пустовойтенко (ушел в заместители к киевскому мэру, но и на новой должности не проработал и полгода). В качестве преемника Валерия Павловича утвердили умеренно харизматичную Людмилу Супрун. Однако, что сталось с партией, кто возглавил НДП – общество по большому счету не знает. Наверное, потому, что «кормить» «дважды народных» демократов начинают лишь незадолго до выборов.
- Блок Юрия Кармазина. В течение всей предвыборной кампании-2006 немолодой бородатый депутат с интонациями проповедника обещал украинцам смертельный бой с коррупцией, а своему блоку – едва ли не 8% голосов в Верховной Раде. Ни того, ни другого не произошло. Теперь о Юрии Кармазине вспоминают лишь знатоки статистики по количеству выступлений в парламенте. Видимо, с коррупцией можно бороться лишь «под куполом» Верховной Рады…
- Партия «Союз». О главе партии Льве Миримском вспоминают либо в контексте крымской политики, либо в бизнес-контексте. Предыдущий лидер «Союза» Алексей Костусев, как известно, незадолго до выборов сбежал под крыло Партии регионов и сейчас наслаждается статусом народного депутата. Хлипкие новости о «Союзе», кажется, доносились во время антинатовской истерии в Феодосии, дальше – тишина. Партийный сайт замер на отметке «24.03.2006». И вправду – «Союз нерушимый…»
- Блок Бориса Олейника и Михаила Сироты. Без комментариев. Хотя нет – последние сообщения на сайте блокообразующей «Трудовой партии Украины» датированы июнем – поздравляют лидера партии Михаила Сироту с назначением советником Президента Украины…
- Партия «Трудовая Украина». – Остается в поле зрения лишь благодаря интервью своего лидера Валерию Коновалюку. Впрочем, в этих интервью больше дифирамбов Виктору Януковичу, чем, собственно, информации о самой партии.
- Партия «Виче». В этом случае хотя бы сайт работает (на чужих новостях и странных объявлениях), да еще Инна Богословская время от времени появляется в телеэфире. Во время июльского евросаммита в Ялте в репликах Инны Германовны сквозила обида на плебс, который так и не сумел оценить прогрессивные идеи «Виче». Может, оценят отечественные меломаны? Ждем, когда на деньги Пинчука в Киев приедут какие-нибудь «Manu Chao». Или тот же Горан Брегович…
- Партия Зеленых Украины. Видимо, «зелени» в партии не стало еще задолго до наступления осени…
- Партия «Відродження». По окончанию выборов очутилась в коме, затем с поста главы «Укрзалізниці» уволили партийного лидера Василия Гладких. Что дальше? «Летят паровозы – привет Кибальчишу…»
- Партия «Реформы и Порядок». – Пчела, изображенная на партийной эмблеме ПРП, устала и залезла в улей – прикорнуть. Впрочем, пациент скорее спит, чем мертв. Сейчас, когда бессменный лидер партии Виктор Пинзенык уже не работает в правительстве, может быть, есть смысл ожидать от ПРП более активных действий? Можно, кстати, проконсультироваться у Виталия Кличко…
- Народная партия. А что, такая разве была? Шутка. Потерпев болезненное фиаско, Владимир Литвин и Игорь Еремеев ушли в тень: первый – осмыслить (сквозь призму исторической парадигмы) причины неудач; второй – подсчитать многомиллионные убытки от финансирования предвыборной кампании. Впрочем, Литвин недавно пообещал сказать все, что он думает о нынешнем положении дел в украинской политике. С трепетом ждем-с…
- СДПУ(о). Партийный сайт не работает, а персональный сайт Виктора Медведчука замер на отметке 31.07.2006. Вверху написано: «СДПУ(О) будет выступать как оппонент, как критик и внимательный наблюдатель за новой властью в Украине. Мы будем реальной оппозицией. Оппозицией, которая будет направлена к действиям новых руководителей».
Со времени выборов прошло полгода. Все получилось «не так», как обещал Виктор Владимирович. Влияние СДПУ(0) тяготеет к нулю, так что аббревиатура эсдеков наконец-то приобрела законченный вид. Сам Медведчук так долго отдыхал в Монте-Карло, что на родине о нем даже стали скучать. Тем временем Григорий Суркис не без успеха выводит украинский футбол на новый уровень, а ряд некогда маститых эсдеков – помогают харьковскому мэру Михаилу Добкину. И этой партии раньше боялась вся страна?!
От партий парализованных перейдем к партиям неуемным. Таких, на наш взгляд, из непарламентских - всего три. Во-первых, «Пора». Помнится, вскоре после выборов, лидер этой партии Владислав Каськив обещал, во-первых, покинуть председательский пост ; а во-вторых, провести радикальную реформу «Поры» . Первого обещания Владислав Владимирович не сдержал. А как со вторым? Подождем дальнейшего развития событий. Тем более, что в бездействии «Пора» замечена не была – но реального шороху навела лишь в дни летнего коалиционного противостояния у стен Верховной Рады, да, по старой привычке – на граните Майдана.
Другой образец активной работы без серьезного результата – Украинская народная партия. Соратники Юрия Костенко по-настоящему оживились лишь в разгар коалиционных войн, когда появилась реальная перспектива роспуска парламента с последующим включением людей УНП в списки БЮТ. Впрочем, к чести партийного актива, сразу после прихода к власти Виктора Януковича, в УНП не впали в апатию, а заявили об уходе в оппозицию . Продолжение следует?
И, наконец, Прогрессивная социалистическая партия Наталии Витренко, дай ей, Бог, здоровья. И вовсе не из-за того, что кто-то ей симпатизирует. А просто потому, что ПСПУ, раз за разом не попадая в парламент, не унывает и работает. Не хватает денег – отработают (точнее, заработают) «за того парня». Не пускают в телеэфир – проведут такую яркую публичную акцию, что на ТВ поневоле задумаются.
И пускай лозунги г-жи Витренко, сотоварищи, зачастую граничат с маразмом, - разве в чем-то не достоин восхищения этот perpetuum mobile украинского политикума?
Евгений Кузьменко, proUA
e-news.com.ua