Через 3-4 года доля сендвич-панелей будет составлять 25-30% от объема материалов, применяемых в качестве ограждающих конструкций для торговых, складских и промышленных зданий.
Объемы и динамика
Рынок сендвич-панелей в Украине весьма динамичен. «В 2004г. емкость рынка была равна примерно 500 тыс. кв. м, а в 2005г. – уже 960 тыс. кв. м, что в денежном эквиваленте составляет ?19-20 млн.», – заявляет Владимир Лисецкий, коммерческий директор ООО «Пантек-производство». Специалисты компании «Руукки Украина» оценивают объем рынка сендвич-панелей за прошлый год в 600 тыс. кв. м, за 2006 г. – 800 тыс. кв. м.
Доля импортной продукции на украинском рынке составляет не менее 25-27% от объема рынка. Из них 46% – панели с наполнителем из пенополиуретана, 41% – с минеральной ватой, остальные – с пенополистиролом.
«В нынешнем году импортерам удалось усилить свои позиции – доля привозных сендвич-панелей на отечественном рынке увеличилась до 45%. Если ранее представленные на торговом пространстве Украины сендвич-панели делились на дорогие импортные и дешевые отечественные, то в этом году сформировался средний ценовой сегмент, за счет которого, в основном, и растет доля импортной продукции. Европейские материалы медиум-класса отличаются более высоким качеством по сравнению с большинством украинских, и при этом стоят не намного дороже. Последнее объясняется тем, что себестоимость производимых в больших количествах и по отлаженной технологии импортных панелей ниже, нежели украинских», – поясняет Андрей Озейчук, руководитель направления Integrated systems компании «Руукки Украина».
Крупнейшими импортерами на украинском рыночном пространстве являются компании Balex Metal (ППУ, ПС), Kingspan (МВ), «Руукки Украина» (ППУ, МВ, ПС) и Paroc (МВ).
Основные украинские производители сендвич-панелей – «Будимпекс» (МВ, ПС), «Евро профиль» (ППУ), «Западспецпрофиль» (МВ, ПС), «Мастер-Профи» (ПС, МВ), «Металбуд» (МВ, ПС), «Пантек» (ППУ, МВ), «Промстан» (МВ,ПС), «ПСМ Профиль» (МВ), «Резонанс» (ПС), «Стройиндустрия» (МВ, ПС), «Термобуд» (ПС), «Фастех» (МВ, ПС), «ЮС Кулер» (ППУ, ПС, МВ).
Пики сезонной динамики продаж, по мнению А. Озейчука, приходятся на весенний (апрель) и осеннее-зимний (сентябрь-декабрь) периоды. Несколько странный с «общестроительной» точки зрения график объясняется тем, что большинство заказчиков стремится закончить строительство в кратчайшие сроки. Заливка фундамента под БМЗ (для облицовки которых в большинстве случаев и применяются сендвич-панели) осуществляется в летний период, затем устанавливается каркас. До сендвич-панелей очередь доходит не раньше сентября-декабря. Если строительство не может быть закончено до наступления серьезного похолодания, его переносят на весну. Хотя «сухая» технология монтажа сендвич-панелей позволяет производить его при любых погодных условиях, работы с металлическими конструкциями при отрицательных температурах затруднительны. Сезонность продаж имеет свою отрицательную сторону – в данный период срок поставки импортной продукции увеличивается с трех недель до двух месяцев.
Цены
Ценовая «вилка» для сендвич-панелей среднего класса – ?30-45/кв. м. Материалы, стоимость которых ниже ?30/кв. м, относятся к эконом-классу, тогда как панели дороже ?45/кв. м – к премиум-категории.
«Особенностью украинского рынка сендвич-панелей является то, что конкурентная борьба происходит внутри отдельных качественно-стоимостных категорий продукции, – комментирует А. Озейчук. – К низшему ценовому сегменту относится продукция украинских производителей, к среднему – Balex Metal, Kingspan и польские панели Ruukki. Материалы высшего класса – сендвичи Paroc и Ruukki (изготовленные в Финляндии)».
На стоимость материалов в значительной степени влияет тип используемого утеплителя. Уровень цен на панели с различным наполнителем специалисты оценивают следующим образом:
- с минеральной ватой (МВ)– от ?35/кв. м;
- с пенополиуретаном (ППУ) – от ?30/кв. м;
- с пенополистиролом (ППС) – от ?25/кв. м.
«Ценовые колебания на рынке сендвич-панелей зависят, прежде всего, от изменений стоимости сырья и в меньшей степени от конкурентной среды», – считает Олег Дубовой, заместитель директора по маркетингу компании «Сталеві конструкцїї України». В 2006 г., по словам специалистов, панели подорожали на 8-15% по причине дефицита на европейском и российском рынке металлов стали с полимерным покрытием и, как следствие, роста цен на этот вид сырья.
Проблемы и тенденции
«Одной из насущных проблем украинских производителей сендвич-панелей является отмена таможенной пошлины на импортируемые панели, которая до недавнего времени составляла 10% - льготная ставка и 20% - полная. Теперь у отечественных продуцентов уменьшились возможности для активного наращивания производственных мощностей и усовершенствования технологии», – сетует В. Лисецкий.
Другой немаловажной проблемой является несоответствие действующей в Украине законодательной базы современному уровню строительства зданий с применением сендвич-панелей. «Нормы были разработаны еще в советские времена, когда технология производства данных конструкций существенно отличалась от нынешних стандартов и требований, выдвигаемых по отношению как к производству, так и к материалам, из которых изготавливаются сендвич-панели, – комментирует О. Дубовой. – Яркий пример – значительные несостыковки в вопросах, касающихся пожарных требований. Практически во всех странах мира разрешено использование сендвичей с наполнителем из пенополистирола, тогда как в Украине введены большие ограничения по их применению».
В настоящее время многие операторы рынка проводят пожарную сертификацию презентуемой ими продукции. «Это не является обязательным требованием, но обеспечивает лишний «козырь» при продажах. Например, минеральная вата априори не горюча. Однако минераловатная сендвич-панель с пределом огнестойкости 2 часа имеет более широкую сферу применения, нежели конструкция с аналогичным утеплителем, имеющая предел огнестойкости 1 час, – комментирует А. Озейчук. – Правда, позволить себе столь дорогостоящее предприятие, как проведение пожарных испытаний, могут далеко не все компании».
Прогнозы и перспективы
В 2007 г. прогнозируется увеличение объемов продаж до 1100 тыс. кв. м – при условии стабильности цен емкость рынка в денежном эквиваленте, вероятно, достигнет уровня ?40-43 млн. В проектах 2007 г. ожидается активное участие иностранного капитала, в том числе российского – об этом можно судить по поступающим в настоящее время предварительным заказам на материалы, отмечают специалисты. Кроме того, в наступающем году зарубежные производители надеются занять порядка 60% рынка.
Специалисты говорят об увеличении доли сендвич-панелей с наполнителем из пенополиуретана с 20 до 35%. Предпосылкой для такого прогноза служит активизация строительства складских помещений для хранения негорючих материалов (согласно строительным требованиям, стены таких помещений могут быть сделаны из материалов с пределом огнестойкости 15 минут) и холодильников (для которых всегда применяются пенополиуретановые сендвичи).
Еще одна вероятная тенденция – постепенное смещение панелей поэлементной сборки в сегмент зданий малой и средней площади, тогда как для больших объектов будут применяться исключительно панели заводского изготовления. Причина в том, что заказчик, возводящий здание большой площади, стремится к быстрому возврату инвестиций, поэтому приоритетна скорость реализации объекта. В этом случае предпочтительнее применять заводские сендвич-панели, поскольку они монтируются примерно в 4 раза быстрее, чем наборные при разнице в цене около 10% (с учетом стоимости сборки). Для небольших объектов сроки не имеют такого решающего значения – заказчики готовы немного подождать, если это сэкономит им определенное количество средств.
В ближайшее время ожидается выход на рынок четырех новых операторов – двух отечественных производителей и двух импортеров. Операторы прогнозируют активный рост отечественного рынка сендвич-панелей в ближайшие 5-6 лет, после чего темпы несколько замедлятся – ежегодный средний прирост будет составлять не более 20-25%.
Антонина Ижицкая, UGMK.INFO
e-news.com.ua