• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Полное обрезание Президента

    Опубликовано: 2006-08-31 11:48:00

    Судя по отсутствию реакции из Секретариата и молчания Романа Зварича, Президент еще не решил, как ему реагировать на подобные действия Кабмина.

    Вчера на совместном заседании трех из пяти правительственных комитетов Николай Азаров в течение 20 минут волевым решением серьезно «обрезал» полномочия Президента. Виктору Ющенко запретили давать поручения правительству. В то же время, по словам замминистра Кабинета Министров Александра Лавриновича, Президенту оставили возможность приостанавливать решения одновременно с обращением в суд. Поводом для этого, по словам чиновника, послужили изменения в Конституцию. Очень интересно, что на заседании не присутствовал Виктор Янукович. Премьер, очевидно, намеренно оставил Николая Азарова «провести» конфликтное решение.

    О постепенном «обрезании» полномочий Президента со стороны нового Кабмина при полном отсутствии реакции на такие действия со стороны Секретариата мы уже писали. Однако, судя по всему, правительство решило ускориться и начать трактовать Конституцию в свою пользу как можно быстрее.

    В ходе недавней прямой линии начальник Главного управления государственной службы Украины Тимофей Мотренко заявил , что, пока Верховная Рада не приняла законодательные акты, которые противоречат новой системе, в Украине действует Конституция, как норма прямого действия. С этим, конечно, сложно не согласиться. Однако, вся соль в том, что Конституция определяет лишь основы функционирования государственной машины.

    Да, действительно, в статье 106 за Президентом закреплено право приостановления действия актов Кабмина по мотивам несоответствия Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд. А вот относительно поручений Президента Кабинету Министров там вообще ничего не сказано. То есть, Конституция не определяет, может ли Президент давать поручения Кабмину. Возможно, суть Основного Закона и подлежит подобной трактовке, но это не дело правительства. На эти вопросы должны были бы ответить специальные законодательные акты, которые в новых условиях должна принять ВРУ, - но покамест их нет. Да и вообще, «обрезание» полномочий Президента Кабинетом Министров в свою пользу выглядит странно, даже в том подобии парламентско-президентской республики, которым стала Украина.

    Для многих, однако, дело не в юридических нюансах, а в политическом прецеденте. Виктору Ющенко недвусмысленно дали понять: сват не сват, а в горох не лезь, довольствуйся своими силовиками и частично закрепленным за «Нашей Украиной» гуманитарным блоком. При этом за Президентом «милостиво» оставили право обращаться в суд. Заместитель министра Кабмина Александр Лавринович так и сказал: «Мы устраняем право Президента давать поручения правительству, а также оставляем за ним возможность приостанавливать решения одновременно с обращением в суд». Звучит просто-таки издевательски – в особенности, если вспомнить одно из положений подписанного недавно Универсала национального единства: «Мы верим, что взаимодействие всех органов власти, политических партий и их фракций в законодательном органе и органах местного самоуправления, гражданских организаций, людей, которые пользуются непререкаемым авторитетом в обществе, при претворении указанных приоритетов в жизнь объединит общество…».

    Конечно, команду Виктора Федоровича понять можно. Она просто на практике использует предвыборный message Юлии Тимошенко – «всенародные выборы премьер-министра». Однако, как уже указывалось, трактовка Конституции органами, которые на это не имеют права, может привести к очень печальным последствиям.

    Судя по отсутствию реакции из Секретариата и молчания Романа Зварича, Президент еще не решил, как ему реагировать на подобные действия Кабмина. Пока что отметились только депутат Борис Беспалый, который назвал решение «правовым нигилизмом», постпред Президента в парламенте Юрий Ключковский, который также «наехал» на Кабмин и советник Президента Николай Полуденный, который вполне логично захотел для начала увидеть само решение. Однако, отметим, что пока что это всего лишь позиция окружения Виктора Ющенко, причем не самого влиятельного. У самого же Президента в принципе есть три варианта.

    Во-первых, стать в оппозицию к подобным действиям Кабмина и попытаться частично, за счет выгодных ему трактовок и проведения законодательных актов, нарастить свое влияние. Ведь Виктор Андреевич не может не понимать, что на этом правительство не остановится, и пост Президента рискует превратиться в символ, в самом прямом значении этого слова. Но, в то же время, Президент не имеет сейчас действенных рычагов влияния, так что вряд ли будет вытягивать шашку, бросаясь под правительственный танк.

    Есть, правда, и другой вариант. Виктор Ющенко молча проглотит усиление Кабмина и вновь поговорит о необходимости объединения нации. Чем это ему грозит, также очевидно. Христианские аналогии с правой и левой щекой - не очень выигрышная тактика в политике, особенно, когда визави настолько силен.

    В-третьих, Президент может попытаться сыграть на том, на чем играет сам Кабмин – воспользоваться «дырками» в законодательстве. Вот, например, прекрасный орган - Секретариат. В Основном Законе он прописан как «другой вспомогательный орган». Помните, кем Леонид Кучма ограничивал Виктора Януковича? Правильно, Виктором Медведчуком. Причем негласные распоряжения Администрации Президента иногда в большей степени выполнялись на местах, чем поручения Кабмина.

    Конечно, времена изменились, а с ними - и законодательство. Но в Украине закон никогда не был истиной в последней инстанции. Неформальное влияние всегда значило много больше, чем формальные полномочия. Да, можно говорить о том, что это шаг назад и Закон должен являться в Украине основой основ. Но такой подход хорош, когда одинаковых правил игры придерживаются все участники политического процесса. В то же время, маловероятно, чтобы нынешний состав правительства (как, впрочем, и любой другой) играл по этим правилам - уж больно он искушен в византийской политике…

    То есть, конечно, можно придерживаться всех правил и низко поклониться противнику в начале дуэли. Однако, нужно всегда помнить: пока ты нагибаешься в традиционном высокоморальном поклоне, твой визави может с легкостью отрубить тебе голову. Почему? Да просто потому, что он исповедует другую систему ценностей и этических координат.

    (К слову, почти синхронно с решением Кабмина, о намерении предложить Верховной Раде внести изменения в уже принятые законы, необходимые для вступления Украины во Всемирную торговую организацию, объявила Компартия Украины. Поддержит ли эту инициативу Партия регионов – увидим в будущем. Пока же остается констатировать: еще один пункт Универсала вскоре может быть нарушен. Этот пункт, напомним, предполагает «завершение работ по участию Украины в деятельности Единого экономического пространства на принципах многоуровневой разноскоростной интеграции, с учетом норм и правил Мировой организации торговли»…).

    Итак, всего за один день Банковой дали чувствительную пощечину – да еще с двух рук. И это еще один тревожный сигнал для Виктора Ющенко. Можно, конечно, поспорить о том, что стратегически лучше для Украины: иметь живую собаку или мертвого льва. Но факт остается фактом: если Президент в ближайшее время не задумается о том, как усилить свое влияние, к 2007 году он будет черной завистью завидовать английской королеве.

    Андрей Косовский, proUA

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.