Саммит участников Евразийского экономического сообщества проходит под знаком сближения России и Украины
Саммит начался с минутного замешательства: с галстуком или без? Хозяин встречи Владимир Путин был в галстуке, когда встречал своих гостей во вторник вечером в летней резиденции в Сочи, расположенном на побережье Черного моря, что немного смутило прибывшего без галстука президента Таджикистана Эмомали Рахмонова – он даже велел узнать, правильно ли понял приглашение. Объяснение Путина было несколько странным: из-за только что закончившейся встречи у него просто не было возможности снять этот аксессуар. День спустя главы государств и правительств из 7 стран демонстрировали свой восторг новой формой саммита. Эта новая форма позволяет, по словам Путина, обсудить широкий круг вопросов; президенту Киргизии Бакиеву понравилась атмосфера саммита: "Я не ощущаю никакого давления"; а президент Армении Кочарян предложил устраивать в будущем больше таких неформальных встреч на высшем уровне: "Они проходят спокойнее".
Этой первой за 6-летнюю историю Евразийского экономического сообщества встрече без галстуков в этом году предшествовали две официальные встречи на высшем уровне – в январе в Санкт-Петербурге и в июне в столице Белоруссии Минске. То, что российские СМИ уделили особое внимание саммиту в Сочи, объясняется не новым дресс-кодом, а одним особым гостем и специфической темой. Этим гостем стал украинский премьер-министр Виктор Янукович, чье участие в саммите стало политическим сигналом, который стоит понимать следующим образом: после медового месяца Украины с Западом, который начался после "оранжевой революции", страна теперь вновь больше заинтересована в интеграции со странами постсоветского пространства. Темой встреч стали таможенный союз, создание которого члены ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан) запланировали на будущий год. Российская газета "Время новостей" цитирует высказывание "высокопоставленного источника" о том, что именно от таможенного союза зависит, станет ли Евразийское экономическое сообщество "мертвой структурой в "списанном" СНГ".
Российское руководство делает, по всей видимости, большие ставки на этот проект. ЕврАзЭС должен стать экономическим каркасом проводимой Кремлем интеграции ядра ориентированных на Москву стран постсоветского пространства, тесно сплетенным с военной Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую в Сочи был принят Узбекистан. Сейчас состав этих двух организаций почти идентичен; лишь Армения входит только в ОДКБ.
Российский премьер-министр Фрадков предложил своему украинскому коллеге в Сочи, чтобы его страна – в которой еще совсем недавно подумывали о выходе из СНГ – вступила в ЕврАзЭС. Отношения между Москвой и Киевом, которые после начала работы нового украинского правительства, состоящего из старых сил, заметно улучшились, привели в результате к достаточно бесшумному единению в переговорах по газу, в которых до этого не происходило никаких подвижек. Было достигнуто соглашение о "прозрачных" механизмах ценообразования, которые будут действовать до конца 2007 года. Об этом Янукович заявил после встречи с Фрадковым, заявившим, со своей стороны, о дальнейших трудных переговорах, в ходе которых будет обсуждаться цена на газ.
В этом вопросе Россия не готова идти на уступки даже своим союзникам. Об этом свидетельствует сигнал, который предназначался для президента Белоруссии Александра Лукашенко: по сообщению российского государственного информационного агентства РИА "Новости", ссылающегося на высказывания "высокопоставленного источника в Кремле", Белоруссия тешит себя надеждой на то, что в позиции Москвы по поводу цен на газ еще можно что-то изменить.
В начале будущего года российский концерн "Газпром" планирует поднять цену на газ для Белоруссии с 46 долларов за 1 тыс. кубометров до 180-200 долларов, что может стать для белорусской экономики равносильно смертельному удару. Лукашенко взял реванш, заметив, что Белоруссия не хочет быть тормозом для таможенного союза, однако, по мнению некоторых экспертов, на его создание потребуется не менее трех лет. Белорус был в Сочи не единственным, кто сделал выпад в сторону планов России: украинец Янукович провел беседу с президентом Узбекистана Исламом Каримовым о возможности напрямую вести друг с другом переговоры по энергетическим вопросам, касающимся, например, строительства трубопроводов или освоения месторождений. При этом замечание Януковича о том, что Россия с пониманием отнесется к таким договоренностям, выглядело неправдоподобно осторожно.
Рейнгард Везер, Inopressa
e-news.com.ua