• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Спор о газе: Россия - Туркмения - Украина, возможен ли консенсус

    Опубликовано: 2006-07-06 16:20:00

    Изменения ценовых паритетов в газовых отношениях Россия - Туркмения - Украина может стать началом серьезных подвижек на постсоветском газовом рынке В середине июня 2006 г. представители «Газпрома» заявили о намерении поднять цены на газ для Украины до $150-160 за тысячу куб. м. 21 июня стало известно о желании Туркмении поднять цены на поставляемый в Россию газ с $65 до $100. Переговоры «Газпрома» и Туркменистана 29 июня были прерваны - «стороны не достигли договоренности».

    Украинской делегации, которая посетила Ашхабад днем позже, также не удалось договориться с Туркменбаши. Гостей из Киева не устроило предложение по цене 100 долларов за кубометр газа. Между тем, не договорившись еще с Ашхабадом, Украина начала грозить России пересмотром газовых отношений. «Все соглашения о поставках на Украину газа сегодня требуют дополнительной глубокой ревизии, пересмотра и построения в дружественном режиме новых договорных отношений с Россией и Туркменией», - заявила будущий премьер Украины Юлия Тимошенко.

    Российская сторона встретила намерения Тимошенко жестко. Заявления из Киева о возможности пересмотра действующего контракта на поставку газа на Украину могут привести к серьезному газовому кризису, отметил председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко отметил, что газовые договоренности надо не пересматривать, а выполнять. А российский посол в Киеве Виктор Черномырдин, в свою очередь, заявил, что газовые договоренности «выгодны, прежде всего, украинской промышленности», а потому «власти страны должны быть заинтересованы в том, чтобы эти документы сохранились в силе».

    На самом деле, российскую сторону перспектива договариваться с Тимошенко не пугает. Вряд ли она сможет своими заявлениями снизить существующую цену на газ, поставляемый на Украину. В связи с тем, что Туркмения повысит цены на газ, покупаемый «Газпромом», они, как следствие, повысятся и на Украине. Тут Тимошенко, видимо, старается работать на опережение и поэтому заранее начала разговор о снижении цены газа, который в скором времени Украине могут предложить по $160, а не по $95. Таким образом она наверняка хочет подготовить политическую почву для экономического газового диалога, чтобы в будущем попытаться сбить цену до более приемлемого уровня - $120-130. А от России, похоже, ожидают уступок в обмен на улучшение отношений с Украиной. В Киеве, видимо, надеются, что российское руководство уступит в вопросе цен на газ для Украины, чтобы не допустить сближения этой страны с НАТО, а «Газпром» компенсирует убытки за счет продажи ресурсов в Европу. У «Газпрома» в этой ситуации тоже имеется свой практический интерес - заставить Украину более качественно исполнять существующее соглашение по транзиту российского газа, прежде всего, добившись от нее надежных гарантий прекратить воровство газа, идущего в Европу.

    Однако на пути «газового потепления» между Москвой и Киевом встал Туркменбаши, также стремящийся урвать кусок экспортного «газового пирога». Логика здесь очевидна: если газ дорожает для всех потребителей и импортеров, то он дорожает и для «Газпрома».

    Последние годы одним из приоритетов внешнеэкономической стратегии «Газпрома», владеющего единственным крупным коридором для выхода среднеазиатского (прежде всего туркменского) газа на рынок, было получение ценового контроля над этим газом. Согласно действующему с Туркменистаном контракту, в 2006 году российский концерн должен получить 30 млрд. кубометров по $65. Этот объем будет полностью выбран к середине сентября.

    В то же время, от туркменских поставок, прежде всего, зависит газоснабжение украинского рынка. Причем ответственность за это сейчас несет не «Газпром», а швейцарский трейдер RosUkrEnergo, который обязался поставить в этом году 32 млрд. кубометров среднеазиатского газа по цене $95. Но эта цена является рентабельной только при «отпускной» в $65 в Туркмении, и при повышении со стороны продавца должна пересматриваться. Так, при $100 на туркменско-узбекской границе минимальная оптовая цена после транспортировки до Украины будет не меньше $130 и, соответственно, минимум $150 для конечных потребителей без НДС.

    И в этих условиях начали происходить довольно сенсационные подвижки на газовом рынке СНГ. Как это ни невероятно звучит, появились признаки газового альянса между Москвой и Киевом. Во всяком случае, газовики двух стран выступили единым фронтом против шантажа Туркменбаши. Киев получил от «Газпрома» обещание сохранить на прежнем уровне цены на газ в третьем квартале. «Были проведены все необходимые переговоры между компаниями «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго» по поставкам газа во втором полугодии, - сообщил 30 июня и.о. премьер-министра Украины Юрий Ехануров. - Достигнуты необходимые договоренности: в третьем квартале импортный газ на Украине будет стоить $95. В отношении четвертого квартала будем работать над тем, чтобы это была стабильная цена на импортный газ».

    Таким образом, Украина закупит газ дешевле, нежели, чем при прямых закупках у Туркмении, но лишится $1,65 млрд. от его реэкспорта в Европу. Чтобы согласовать все детали соглашения, а также обсудить баланс поступления и распределения газа, в Москву 6 июля приезжает украинский министр топлива и энергетики Иван Плачков.

    Свою выгоду от сделки с «Нафтогазом Украины» в этом случае может получить и российский газовый монополист. При поддержке Киева «Газпром» может попытаться убедить Сапармурата Ниязова согласиться на продолжение поставок газа по существующей цене $65. Кроме того, рост цен неминуемо переведет традиционный для газовых отношений с Украиной кризис неплатежей в катастрофу. К тому же «Газпрому» (и Кремлю) наверняка не хочется брать на себя моральную ответственность за новое ухудшение экономического положения в соседней стране в связи с ростом нагрузки на ее и так довольно шаткую экономику.

    Насколько эти расчеты оправдаются, покажет время. Однако даже при повышении цены на туркменский (а затем и весь среднеазиатский) газ, существуют позитивные для «Газпрома» моменты. Рост цены на туркменский газ может сыграть на руку концерну: чем ближе цена за среднеазиатский газ к европейской, тем меньше вероятность строительства альтернативных транспортных магистралей из этого региона, которые позволят поставлять газ в обход РФ. Важно, все-таки осознание, наконец, взаимозависимости поставщиков и потребителей на постсоветском рынке, где каждая из сторон имеет сильные позиции в своем вопросе. Украина является фактически единственным потребителем, и прекращение поставок газа в эту страну может привести к остановке ряда добывающих проектов. При этом именно туркменский газ является основой энергобаланса Украины. А без «трубы» «Газпрома» доставка этого газа нереальна. Именно эта взаимозависимость неизбежно приведет стороны за стол переговоров. И в трехстороннем формате можно будет увязать все непростые интересы. Однако такой консенсус ведущих игроков поможет сделать рынок СНГ более прозрачным, цивилизованным и бесконфликтным.

    Инф. РИА Новости






    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.