Правительство отказывается от попыток продавать лицензии на недропользование через аукционы и возвращается к практике продажи их исключительно через конкурсы. Кабмин собирается вернуться к механизму выдачи лицензий на недропользование через конкурсы, поскольку механизм аукционов не привлек нужного количества инвесторов и не доказал своей эффективности. Об этом сообщил вчера министр охраны окружающей среды Павел Игнатенко после своего выступления на заседании Кабмина с докладом о ситуации с выдачей лицензий.
«Я довел до ведома премьера информацию о той нехорошей ситуации, которая сейчас сложилась в сфере выдачи лицензий: у нас вышло не все так хорошо, как планировалось, — сказал Игнатенко. — В наличии есть почти полторы тысячи дел по лицензиям, но реально мы сможем в этом году рассмотреть лишь около 700. К сожалению, сейчас не можем подтвердить эффективность проведения аукционов, и статистика оказалась не та, на какую мы рассчитывали».
Большие надежды
15 февраля этого года Минприроды заявило об аннулировании 276 лицензий на пользование недрами, ранее выданных упраздненным Госкомитетом природных ресурсов с нарушением законодательства. Тогда члены Кабмина заявили, что ситуацию с регулярными нарушениями при выдаче лицензий на недропользование смогут исправить открытые аукционы.
С того момента, как в прошлом году министр Игнатенко выступил с программой проведения аукционов на недропользование, правительству удалось провести лишь два аукциона. Оба оказались неудачными для Минприроды. «Всего продано 18 месторождений на сумму 51 млн. грн. Из них уже 60% средств поступило. Мы планировали, что на аукционе продадутся 36 месторождений. Стартовая цена была около 40 млн. грн. 16 месторождений были проданы лишь по стартовой цене», — констатирует Игнатенко.
Причины провала
На аукционах Минприроды до конца года планировало выдать еще около 250-300 лицензий, а через конкурсы — около 700. «Самое большое разочарование на аукционах мы получили по нефтегазовым месторождениям, — рассказал Игнатенко. — Наверное, для инвесторов слишком высок риск — средств нужно вкладывать намного больше, чем будет добыча, и западные компании, увы, не приняли участия». Кроме того, по словам министра, большинство месторождений были сняты с аукциона в самый последний момент из-за того, что не было достаточных документарных согласований со стороны местных советов: «Местные органы власти меньше заинтересованы в том, что кто-то приходит со стороны с купленной в Киеве лицензией. Они заинтересованы отстаивать интересы своих местных компаний, за которые они всячески ходатайствуют много лет подряд».
Как сказал Сергей Куюн, директор компании UPECO, которая занимается консалтингом для нефтегазовых компаний, «аукционы оказались провальными прежде всего потому, что та цена, которую запрашивало за недра правительство, была крайне неадекватна реальной привлекательности украинских месторождений». «Эти аукционы пытались запустить на фоне бесконечных скандалов по поводу отбора лицензий у предыдущих владельцев. В такой атмосфере крупнейшие западные нефтегазовые компании просто не решились идти с деньгами в Украину», — говорит Куюн.
По мнению директора UPECO, «очень многие месторождения, например, нефтегазовые, сейчас уже достаточно исчерпаны, и добыча в них несет очень большие издержки для инвесторов. Многие из них в лучшем случае можно отдать за считанные копейки, лишь бы в них кто-то пришел и начал разработку».
Юрий Лукашин, газета "ДЕЛО"