Образ гейши, таинственной и изящной, давно завораживает европейцев. Белоснежное лицо, яркие губы и утонченные манеры - вот что представляется большинству при слове "гейша". Но мало кто знает, что сначала эту роль исполняли вовсе не женщины. Появление первых гейш, как вида искусства и профессии, относится к 16 веку, когда за этой работой стояли мужчины, а не женщины. Гейши-мужчины играли важную роль, воплощая идеал искусного собеседника, мастера беседы и культурного представителя.
Согласно одной из версий, профессия гейш родилась из потребности самураев найти духовное утешение и интеллектуальную беседу в компании равных, так как женщину тех времен в Японии считали менее образованной. Гейши-мужчины, облаченные в традиционные кимоно, отвечали за развлечение и просвещение, играя на музыкальных инструментах и рассказывая истории, достойные высоких сословий. Они владели искусством каллиграфии и поэзии, что подчеркивало их статус не просто слуги, а культурного наставника.
Идею вдохновил Сорори Шинзаэмон, советник императора Тойотоми Хидэйоши, который в 16 веке объединял Японию после многолетних феодальных войн. Шинзаэмон был доверенным лицом, читал книги императору и развлекал его, находясь при дворе в роли, схожей с западным шутом. Благодаря ему, традиция развлекательного собеседника постепенно вышла за пределы дворца, распространившись среди богатых горожан. Так появились тайкомочи — артисты, сопровождающие высокопоставленных куртизанок и забавляющие гостей комическими сценками и живым общением.
С течением времени гейши-тайкомочи все больше работали в тандеме с куртизанками, создавая контраст с их изысканностью. Тайкомочи, с иронией представляя различные бытовые сцены, приносили в общество нотку легкости и веселья. Они искусно поддерживали беседу, играли на барабанах тайко, что стало символом их искусства и добавило профессии обаяния. Вскоре их стали называть «гэйнин», что переводится как «человек искусства».
С наступлением периода Эдо гейши-женщины начали завоевывать популярность, вытесняя мужчин из профессии. Яркие и грациозные, они привлекали внимание самураев и обеспеченных горожан, добавляя новый штрих в образ профессии. Хотя гейши не были куртизанками, они предлагали уникальную возможность провести вечер в утонченной компании, где знали об искусстве, были осведомлены о политике и умели заворожить.
Для девушек из бедных семей путь к гейше начинался с обучения в окия — традиционных домах, где юные ученицы, сначала выполнявшие работу прислуги, со временем становились майко — младшими гейшами. Отличие майко от опытных гейш было заметно: макияж подчеркивал юный возраст, оставляя полоску кожи у линии роста волос и добавляя нежный румянец.
Со временем гейши-мужчины отошли от сцены, став организаторами ивентов, которых сейчас бы назвали менеджерами мероприятий. И хотя профессия гейш сохраняется в современной Японии лишь частично, главные традиции продолжает Киото, где гейши остаются символом древнего японского искусства общения и обольщения, объединяя в себе вековые традиции и изящное мастерство.